Регулятор положения кузова 003ММ предназначен для автоматического поддержания заданного уровня высоты кузова над головкой рельсов, независимо от величины нагрузки на пневморессоры.
Основные технические данные регулятора положения кузова 003ММ приведены в таблице 6.4.
Таблица 6.4 Технические характеристики регулятора 003ММ
Наименование параметра | Значение |
Рабочее давление сжатого воздуха в магистрали рессорного подвешивания МПа | 0,66-0,98 |
Холостой ход регулятора (зона нечувствительности), соответствующий величие перемежения оси конца рычага от положения начала наполнения пневморессоры до положения начала разрядки, мм | 10±2 |
Для управления пневморессорами, на каждой тележке установлено два регулятора положения – 003ММ-02 и 003ММ-03. Регулятор 003ММ-03 обеспечивает наполнение пневморессоры сжатым воздухом при увеличении нагрузки, либо, при уменьшении нагрузки, выпускает из нее часть воздуха в атмосферу. Регулятор 003ММ-02 сообщает внутреннюю полость пневморессоры с атмосферой, для ограничения хода рессоры и недопустимого удлинения и предотвращения превышения максимально допустимого уровня высоты кузова вагона. Схема трубопровода пневматических рессор и установка регуляторов приведена на рисунке 6.8.

Рисунок 6.8 – Трубопровод пневматических рессор
Устройство
Регулятор положения кузова 003ММ состоит из корпуса, в котором расположены подпружиненные питательный и атмосферный клапаны. Корпус регулятора имеет три штуцера и атмосферное отверстие, при этом, незадействованные штуцеры закрываются заглушками с уплотнительными кольцами. Регулятор установлен в подвагонном пространстве и для защиты от атмосферного воздействия, закрыт металлическим кожухом.
В нейтральном положении питательный и атмосферный клапаны закрыты под воздействием нажатия пружин. Между атмосферным и питательным клапаном расположен кулачковый вал, который жестко связан с рычагом управления регулятором. Рычаг управления регулятора через управляющую тягу соединен с рамой тележки (рисунок 6.9).

Рисунок 6.9 Регулятор положения кузова 003ММ-03 и 003ММ-02: 1 – корпус; 2 – рычаг управления; 3 – заглушка; 4 – кулачковый вал; 5 – питательный клапан; 6 – атмосферный клапан; 7 – штуцер; 8 – фильтр; 9 – штуцер атмосферный.
Управляющая тяга состоит из двух шпилек с шарнирами и тарлепа. Вращая тарлеп, можно производить регулировку открытия клапана регулятора (рисунок 6.10). От случайного проворота на шпильке, тарлеп фиксируется контргайкой.

Рисунок 6.10 Регулятор положения кузова 003ММ-02 (-03) с управляющей тягой: 1 – корпус; 2 – рычаг управления регулятора; 3 – штуцер питательной магистрали; 4 – штуцер трубопровода пневморессоры; 5 – атмосферное отверстие; 6 – шпилька управляющей тяги; 7 – тарлеп; 8 – подпятник; 9 – цапфа; 10 – пыльник.
Работа
При постоянной нагрузке, система пневматических рессор находится в уравновешенном положении, клапаны регулятора 003ММ-03 под действием пружин закрыты и перекрывают подачу сжатого воздуха в полость рессоры и выход воздуха из рессоры в атмосферу. В этом положении предусмотрен диапазон холостого хода рычага управления регулятора, в результате чего незначительные изменения нагрузки (например, при перемещении пассажиров) не учитываются, и расход воздуха не осуществляется (рисунок 6.11).

Рисунок 6.11 Система пневматической рессоры в уравновешенном положении: 1 – регулятор положения кузова 003ММ-03; 2 – рычаг управления; 3 – управляющая тяга; 4 – пневморессора; Q – постоянная нагрузка.
При увеличении нагрузки на пневматическую рессору, рычаг управления регулятора 003ММ-03 опускается вниз, открывает питательный клапан, и воздух из магистрали рессорного подвешивания начинает поступать в полость пневматической рессоры. Когда рычаг управления займет горизонтальное положение, доступ воздуха в полость пневматической рессоры прекратится (рисунок 6.12).

Рисунок 6.12 Система пневматической рессоры в положении подачи воздуха: 1 – регулятор положения кузова 003ММ-03; 2 – рычаг управления; 3 – управляющая тяга; 4 – пневморессора; Q+ΔQ – увеличенная нагрузка.
При уменьшении нагрузки на пневматическую рессору, рычаг управления регулятора 003ММ-03 поднимается вверх, открывает атмосферный клапан, и воздух из полости пневматической рессоры поступает в атмосферу. Когда рычаг управления займет горизонтальное положение, выпуск воздуха в атмосферу прекратится (рисунок 6.13).

Рисунок 6.13 Система пневматической рессоры в положении сброса воздуха: 1 – регулятор положения кузова 003ММ-03; 2 – рычаг управления; 3 – управляющая тяга; 4 – пневморессора; Q-ΔQ – уменьшенная нагрузка.
Регулятор 003ММ-02, ограничивающий ход, защищает пневматическую рессору от недопустимого удлинения, чтобы предотвратить превышение максимально допустимого уровня кузова вагона. Этот регулятор имеет только один клапан – атмосферный.
При превышении максимально допустимого уровня кузова вагона, заданная длина управляющей тяги становится меньше фактической высотой рессоры, и рычаг управления, воздействуя на атмосферный клапан, открывает выход воздуха из полости пневматической рессоры в атмосферу. Выпуск сжатого воздуха из рессоры прекратится, когда заданная длина тяги управления вновь сравняется с фактической высотой рессоры (рисунок 6.14).

Рисунок 6.14 Регулятор 003ММ-02 в положении сброса воздуха: 1 – регулятор положения кузова 003ММ-02; 2 – рычаг управления; 3 – управляющая тяга; 4 – пневморессора.