Система обеспечения микроклимата (система) предназначена для обеспечения и автоматического поддержания требуемых параметров микроклимата пассажирского салона.
Технические данные и выходные характеристики компонентов системы обеспечения микроклимата салона приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1 Технические данные и выходные характеристики компонентов системы обеспечения микроклимата салона
Технические данные и выходные характеристики | Параметры |
1 | 2 |
Кондиционер пассажирского салона | |
Режим отопления: | |
Потребляемая мощность (с учетом рециркуляционных нагревателей), кВт, не более:
|
2 |
Теплопроизводительность, кВт, не менее:
|
32 |
Объем используемого наружного воздуха, м3/ч, в диапазоне | 748 – 3740 |
Объем используемого смешанного воздуха, м3/ч, в диапазоне | 2500 – 4000 |
Теплопроизводительность одного рециркуляционного нагревателя, кВт, не менее | 1,5 |
Ступени регулировки количества смешанного воздуха, м3/ч | 748, 1500, 1900, 3740 |
Режим охлаждения: | |
Потребляемая мощность, кВт, не более:
|
2 |
Холодопроизводительность при напряжении 380 В, 50 Гц, кВт, не менее | 48 |
Объем наружного воздуха, м3/ч, в диапазоне | 750 – 3740 |
Объем смешанного воздуха, м3/ч, не менее | 2805 – 5000 ± 5% |
Ступени регулировки количества смешанного воздуха, м3/ч | 748, 2810, 3740 |
|
8 м3/ч;
10 м3/ч; |
Примечание: Холодопроизводительность, кВт, не менее 48 кВт при следующих расчетных параметрах наружного воздуха:
|
|
Рециркуляционный нагреватель | |
Теплопроизводительность при напряжении 380 В, 50 Гц, кВт, не менее | 1,5 |
Расход выдуваемого воздуха, м3/ч, не менее | 180±5% |
Температура поверхностей нагревательных приборов или их ограждений в помещениях электропоезда, °C, не более | 55 |
Количество ступеней термостатирования | 1 |
Диапазон температуры термостатирования | фиксированный |
Устройство системы обеспечения микроклимата салона
Система включает в себя (рисунок 6.1):
- кондиционер пассажирского салона;
- продувочную коробку пассажирского салона;
- восемь рециркуляционных нагревателей тамбурной зоны;
- два датчика температуры пассажирского салона;
- пульт аварийного ручного управления.

Рисунок 6.1 – Состав системы обеспечения микроклимата пассажирского вагона
Кондиционер пассажирского салона
Кондиционер пассажирского салона (кондиционер салона) выполняет следующие функции:
- подвод наружного воздуха и отвод вытяжного воздуха;
- обогрев и охлаждение смешанного воздуха;
- фильтрацию смешанного воздуха;
- обеззараживание УФ-лучами смешанного воздуха;
- аварийную вентиляцию;
- аварийное отопление от напряжения питания 3 кВ;
- регулировку и управление работой системы.
Кондиционер салона (рисунок 6.2) представляет собой моноблочную конструкцию. Все составные части кондиционера салона закреплены в едином корпусе, размещенном на крыше вагона электропоезда и жестко закрепленном к закладным элементам крыши вагона при помощи восьми монтажных кронштейнов. В кронштейнах выполнены отверстия для строповки кондиционера салона. На обоих торцах корпуса имеется по одному кронштейну для установки кабелей заземления на кузов электропоезда. На верхней поверхности корпуса предусмотрено две площадки под установку антенн.

Рисунок 6.2 – Внешний вид кондиционера салона: 1 – корпус; 2 – монтажный кронштейн; 3 – окна забора наружного воздуха системой обогрева и вентиляции; 4 – жалюзи забора наружного воздуха кондиционером; 5 – вентилятор теплообменника; 6 – крышка отсека компрессоров и теплообменников; 7 – площадка под установку антенн;8 – крышка отсека нагревателей; 9 – крышка отсека испарителей; 10 – крышка отсека фильтров; 11 – крышка блока системы управления; 12 – кронштейн заземления; 13 – окно подачи воздуха; 14 – окно рециркуляционного воздуха для выброса на улицу; 15 – окно рециркуляционного воздуха для смешивания с наружным воздухом и подачи в пассажирский салон
На нижней поверхности корпуса кондиционера салона предусмотрено окно для подачи обработанного (очищенного, обеззараженного и охлажденного или подогретого) воздуха в пассажирский салон (через продувочную коробку и систему воздушного распределения пассажирского салона) и два окна для забора рециркуляционного воздуха из пассажирского салона, для:
- выброса на улицу;
- для смешивания с наружным воздухом и последующей подачи в пассажирский салон.
Кроме этого имеется окно с электрическими разъемами для подключения питания (110 В, 380 В) и связи кондиционера салона с МПСУиД электропоезда.
Каждое из перечисленных окон имеет окантовку в виде листового профиля с резиновым уплотнителем.
Внутренний объем корпуса кондиционера салона разделен перегородками на функциональные отсеки. В передней части кондиционера салона расположен отсек компрессоров и теплообменников, забор наружного воздуха, в который происходит через сетчатые окна на боковой поверхности в корпусе. Выброс нагретого воздуха после охлаждения теплообменников осуществляется вентилятором.
В средней части расположены отсеки обработки воздуха (отсек испарителей и отсек нагревателей), в которых осуществляется охлаждение или нагрев воздуха, в зависимости от режима работы, а также обеззараживание воздуха и выдача его в салон при помощи приточных вентиляторов, расположенных в отсеке фильтров.
В торцевой части корпуса кондиционера салона размещен блок управления и коммутации, состоящий из микропроцессорного контроллера, автоматов защиты и реле (рисунок 6.3).

Рисунок 6.3 – Внутренняя компоновка кондиционера салона: 1 – вентилятор теплообменника; 2 – теплообменник; 3 – компрессоры; 4 – вентилятор рециркуляционного воздуха; 5 – нагреватель 3 кВ; 6 – нагреватель 380 В; 7 – установка обеззараживания воздуха «Мегалит-4ЭС»; 8 – испаритель; 9 – фильтры; 10 – вентиляторы приточного воздуха; 11 – блок управления и коммутации
Продувочная коробка пассажирского салона
Продувочная коробка предназначена для распределения потоков воздуха, выдуваемого из кондиционера салона.
Приточный воздух из кондиционера салона поступает в продувочную коробку, расположенную под кондиционером, в средней зоне потолка, для дальнейшей подачи в пассажирский салон. Непосредственно к продувочной коробке присоединена система воздушных каналов, с помощью которой воздух распределяется по салону (рисунок 6.4).

Рисунок 6.4 – Установка продувочной коробки (кондиционер салона на крыше вагона не показан)
В зависимости от выбранного режима работы системы обеспечения микроклимата (охлаждение/вентиляция и отопление) продувочная коробка с помощью регулирования открытия или закрытия заслонок подает воздух в нужный канал.
В режиме охлаждения и вентиляции приточный воздух поступает в салон по системе воздушных каналов через перфорированный потолок вагона.
В режиме отопления приточный воздух после продувочной коробки подается в воздушные каналы, расположенные слева и справа от канала холодного воздуха в зоне потолка салона. Затем воздух по вертикальным каналам поступает в каналы пола, расположенные по всей длине вагона, и выдувается в зону ног пассажиров.
Корпус продувочной коробки имеет форму прямой призмы с сечением в форме равнобедренной трапеции. По сторонам корпуса расположены по три ряда жалюзи, меняющих свое положение при помощи поворотного электропривода «Belimo», включающего в себя электродвигатель, зубчатый редуктор и систему управления. На каждой стороне корпуса продувочной коробки, при подаче в центральный канал перфорированного потолка охлажденного воздуха, открывается средний ряд жалюзи. При подаче нагретого воздуха в боковые воздушные каналы потолка, на каждой стороне корпуса продувочной коробки открываются по два крайних ряда жалюзи (рисунок 6.5). Управление открытием жалюзи осуществляется по командам блока управления кондиционером салона.

Рисунок 6.5 – Продувочная коробка пассажирского салона: 1 – корпус; 2 – поворотный электропривод; 3 – жалюзи нагретого воздуха; 4 – жалюзи охлажденного воздуха
Устройство обеззараживания воздуха
Устройство обеззараживания воздуха (УОВ или УФ-модуль) обеспечивает обработку и обеззараживание воздуха по следующим показателям:
- дезинфекция микробов;
- создание гемолитической кокковой флоры к общему микробному числу не выше 3 %;
- дезинфекция бактерий группы кишечных палочек и других патогенных микроорганизмов.
В состав УОВ (рисунок 6.5) входят:
- камера обеззараживания с источником излучения (УФ-лампами);
- блок пускорегулирующей аппаратуры (ЭПРА).
Источником обеззараживания служит ультрафиолетовое излучение.
УОВ располагается в блоке подготовки воздуха между испарителем и воздухонагревателем.
Для своевременной замены ультрафиолетовых ламп в УОВ обеспечивается свободный доступ, путем снятия верхней крышки кондиционера.
Пускорегулирующая аппаратура (ЭПРА) находится в блоке управления кондиционера.

Рисунок 6.5 – Устройство обеззараживания воздуха: 1 – корпус УОВ; 2 – УФ-лампа
Рециркуляционный нагреватель тамбурной зоны
Рециркуляционный нагреватель (нагреватель) предназначен для нагрева воздуха в тамбурной зоне наружных дверей пассажирского салона электропоезда (рисунок 6.6).

Рисунок 6.6 – Расположение рециркуляционных нагревателей в тамбурной зоне
Нагреватель состоит из корпуса блока нагнетания и нагрева воздуха, в котором установлен вентилятор и нагревательный элемент и корпуса блока управления с термостатами. Корпус оборудован кронштейнами крепления к стеклянной перегородке. Нагреватель закрыт кожухом (рисунок 6.7).

Рисунок 6.7 – Устройство рециркуляционного нагревателя: 1 – кожух; 2 – кронштейны; 3 – корпус блока нагнетания и нагрева; 4 – корпус блока управления; 5 – нагревательный элемент; 6 – вентилятор; 7 – термостат (5 – 56 °C); 8 – термостат (115 °C)
Рециркуляционные нагреватели включаются при режимах «Включено», «Отстой во включенном состоянии» и «Техобслуживание» в режиме обогрева, а также с помощью пульта аварийного управления в режимах «Обогрев 100 %», «Обогрев 50 %». В режимах «Обогрев 100 %», «Обогрев 50 %» нагреватели включаются принудительно. В режиме «Отстой во включенном состоянии», нагреватели включаются принудительно при условии, что температура в салоне ниже плюс 15 °C. В режимах «Включено» и «Техобслуживание» нагреватели включаются при соблюдении следующих групп условий:
- температура наружного воздуха менее плюс 15 °C и двери открыты;
- температура уставки больше температуры салона более чем на 1 °C. Если нагреватели были включены по этому условию, то они выключаются, когда температура в салоне поднимается выше температуры уставки или когда разница между температурой салона и значением температуры уставки становится менее чем 0,7 °C.
Примечание – Температура уставки, это температура в салоне, рассчитанная в зависимости от температуры наружного воздуха и типа следования электропоезда (дальнего или ближнего). При необходимости возможна корректировка температуры уставки с монитора головной кабины управления.
Датчик температуры пассажирского салона
Датчик температуры пассажирского салона (датчик) предназначен для регистрации температуры в пассажирском салоне и передачу данных в кондиционер салона.
В салоне каждого вагона установлено по два датчика температуры. Датчики установлены во внутреннем пространстве багажных полок. Датчик включает в себя чувствительный элемент (сенсор температуры), вентилятор и электрический разъем. Все элементы датчика собраны на корпусе (рисунок 6.8, 6.9).

Рисунок 6.8 – Датчик температуры пассажирского салона: 1 – корпус; 2 – соединитель; 3 – вентилятор; 4 – источник питания; 5 – сенсор

Рисунок 6.9 – Расположения датчика температуры в пассажирском салоне
Пульт аварийного ручного управления
Пульт аварийного ручного управления (пульт) обеспечивает включение климатической установки на отдельно взятом вагоне при отсутствии связи в одном из следующих режимов:
- «Автоматический режим» – основной режим работы климатической установки. Управление в этом режиме обеспечивается с головной кабины электропоезда;
- «Вентиляция» – режим используется при формировании климатической установкой сигнала «Отсутствие управления» при наружной температуре от плюс 10 до плюс 25 °C в электропоезде ближнего следования и от плюс 18 до плюс 25 °C в электропоезде дальнего следования или для автономной проверки работы климатической установки. В этом режиме обеспечивается подача максимального количества наружного воздуха. Обогрев и охлаждение в этом режиме не производится;
- «Обогрев 50 %» – режим используется при формировании климатической установкой сигнала «Отсутствие управления» при наружной температуры от минус 20 до плюс 10 °C в электропоезде ближнего следования и от минус 15 до плюс 18 °C в электропоезде дальнего следования. В этом режиме обеспечивается подача минимального количества наружного воздуха. Обогрев осуществляется за счет половинной мощности нагревателя от 380 В и половинной мощности нагревателя от 3 кВ;
- «Обогрев 100 %» – режим используется при формировании климатической установкой сигнала «Отсутствие управления» при наружной температуры от минус 40 до минус 20 °C в электропоезде ближнего следования и от минус 40 до минус 15 °C в электропоезде дальнего. В этом режиме обеспечивается подача минимального количества наружного воздуха. Обогрев осуществляется за счет полной мощности нагревателя от 380 В и полной мощности нагревателя от 3 кВ;
- «Охлаждение 50 %» – режим используется при формировании климатической установкой сигнала «Отсутствие управления» при наружной температуры от плюс 25 до плюс 32 °C в электропоезде ближнего следования и от плюс 25 до плюс 32 °C в электропоезде дальнего следования. В этом режиме обеспечивается подача минимального количества наружного воздуха. Обогрев осуществляется за счет включения компрессора 1 канала;
- «Охлаждение 100 %» – режим используется при формировании климатической установкой сигнала «Отсутствие управления» при наружной температуры от плюс 32 до плюс 40 °C в электропоезде ближнего следования и от плюс 32 до плюс 40 °C в электропоезде дальнего следования. В этом режиме обеспечивается подача минимального количества наружного воздуха. Обогрев осуществляется за счет включения компрессора 1 и 2 канала.
Внешний вид переключателя приведен на рисунке 6.10. Переключатель установлен в портале автоматических дверей.

Рисунок 6.10 – Пульт аварийного ручного управления
Поддержание температуры
Температура воздуха в салоне зависит от температуры наружного воздуха и следования электропоезда (дальнего или ближнего). Параметры микроклимата в салоне поддерживаются в соответствии с требованиями, указанными в таблице 6.2.
Таблица 6.2 Зависимость температуры уставки от температуры наружного воздуха
Пассажирский салон электропоезда дальнего сообщения | ||
Наименование параметра | Нормативное значение при температуре окружающего воздуха, °C | |
От -40 до +20 | От +20 до +40 | |
Температура воздуха в салоне вагона, °C | 22±1∗ | 22+0,2×(tHap-20) |
* В данных пределах имеется возможность регулировки температуры салона в пределах от +4 до -2 °C |
Работа системы
Система имеет штатные, нештатные, аварийные, установочные и внутренние режимы работы.
Штатные режимы работы:
Режим | Условия активации | Описание режима |
«ВКЛЮЧЕНО» |
|
После завершения внутреннего режима «Тестирование», происходит автоматическое регулирование температуры в пассажирском салоне (внутренний режим «Регулирование температуры пассажирского талона») с периодической активацией внутренних режимов «Отопление» или «Обогрев» до выполнения условия, когда средняя температура в пассажирском салоне будет равна температуре уставки. Одновременно с этим выполняется автоматическое регулирование расхода наружного и рециркуляционного воздуха в зависимости от уровня углекислого газа в воздухе пассажирского салона, вытяжка воздуха из пассажирского салона и обеззараживание нагнетаемого в пассажирский салон воздуха (внутренние режимы «Вентиляция», «Регулирование расхода наружного воздуха», «Регулирование расхода рециркуляционного воздуха», «Вытяжка» и «Обеззараживание»). |
Режим | Условия активации | Описание режима |
«ВЫКЛЮЧЕНО» |
|
|
«ОТСТОЙ» |
|
В этом режиме обеспечивается возможность отработки алгоритма отложенного пуска.
|
«ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ» |
– при получении команды на активацию режима | При этом выполняется:
|
Режим | Условия активации | Описание режима |
«МОЙКА» | – при получении с пульта машиниста команды на активацию режима |
|
Нештатные режимы работы:
Режим | Условия активации | Описание режима |
«ОГРАНИЧЕННАЯ МОЩНОСТЬ» | – при получении сигнала от МПСУиД об активации режима (неисправен один из ПСН электропоезда) | При этом выполняется:
|
Режим | Условия активации | Описание режима |
«Вытяжка»), При этом обеззараживание нагнетаемого в пассажирский салон воздуха не происходит (деактивация внутреннего режима «Обеззараживание»), | ||
«АВТОНОМНАЯ РАБОТА» | – при отсутствии подтверждения связи системы с МПСУиД (прерывание кодового обмена через интерфейс RS485) | При этом выполняется:
При этом обеззараживание нагнетаемого в пассажирский салон воздуха не происходит (деактивация внутреннего режима «Обеззараживание»), |
Аварийные режимы работы:
Режим | Условия активации | Описание режима |
«АВАРИЙНОЕ
ВЫКЛЮЧЕНИЕ» |
|
Все системы кондиционера салона не активны:
|
Режим | Условия активации | Описание режима |
пассажирском салоне и объемных расходов наружного и рециркуляционного воздуха не происходит (деактивация внутренних режимов «Регулирование расхода наружного воздуха» и «Регулирование расхода рециркуляционного воздуха»). | ||
«АВАРИЙНАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ» | – отсутствие питания 380 В при условии, что температура салона больше температуры уставки. |
При этом выполняется: – автоматическое поддержание постоянного объемного расхода нагнетаемого в пассажирский салон (активация внутреннего режима «Вентиляция»). При этом режиме, внутренние режимы «Регулирование расхода наружного воздуха», «Регулирование расхода рециркуляционного воздуха», «Обогрев» или «Охлаждение», «Вытяжка» и «Обеззараживание» не активны.
|
«АВАРИЙНЫЙ ОБОГРЕВ» | – отсутствие питания 380 В при условии, что температура салона менее температуры уставки. |
При этом выполняется:
При этом режиме, внутренние режимы «Регулирование расхода наружного воздуха», «Регулирование расхода рециркуляционного воздуха», «Обогрев» или «Охлаждение», «Вытяжка» и «Обеззараживание» не активны.
|
Режим | Условия активации | Описание режима |
«РУЧНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ» |
– наличие сигнала от системы управления кондиционером салона о неисправности управляющего контроллера. | Все внутренние режимы кондиционера салона не активны в автоматическом режиме.
Управление кондиционером салона на каждом отдельно взятом вагоне осуществляется при помощи пульта аварийного ручного управления. При этом активируются внутренние режимы «Обогрев» или «Охлаждение» и «Вентиляция» |
Установочные режимы работы:
Режим | Условия активации | Описание режима |
«БЛИЖНЕЕ СЛЕДОВАНИЕ» | – при получении с пульта машиниста сигнала об активации режима. | Происходит изменение значения температуры уставки в сторону уменьшения |
«ДАЛЬНЕЕ СЛЕДОВАНИЕ» | – при получении с пульта машиниста сигнала об активации режима. | Происходит изменение значения температуры уставки в сторону увеличения |
«СТАНЦИЯ» | – при получении от МПСУиД сигнала об активации режима. | Выполняется уменьшение шума работающего кондиционера салона до 90 Д6 |
«ТОННЕЛЬ» | – при получении от МПСУиД сигнала об активации режима. | Выполняется исключение забора наружного воздуха. В нагнетаемом в пассажирский салон воздухе доля наружного воздуха составляет 0 %. |
Внутренние режимы работы:
Режим | Условия активации | Описание режима |
«ТЕСТИРОВАНИЕ» | – при поступлении от МПСУиД сигнала на активацию режима «Включено» | Выполняется кратковременная проверка работоспособности всех внутренних систем кондиционера салона, продувочной коробки и датчиков температуры. |
«ОБОГРЕВ» | – при поступлении команды от системы управления кондиционером салона. | Выполняется активация системы нагрева смешанного воздуха и задание команды в продувочную коробку об открытии жалюзи обогрева. При активации этого режима требуемое значение расхода нагнетаемого в пассажирский салон воздуха становится равно 4000 м3/ч. |
«ОХЛАЖДЕНИЕ» | – при поступлении команды от системы управления кондиционером салона. | Выполняется активация системы охлаждения смешанного воздуха и задание команды в продувочную коробку об открытии жалюзи охлаждения. При активации этого режима требуемое значение расхода нагнетаемого в пассажирский салон воздуха становится равно 5000 м3/ч. |
Режим | Условия активации | Описание режима |
«ВЕНТИЛЯЦИЯ» | – при поступлении команды от системы управления кондиционером салона. | Выполняется активация системы нагнетания смешанного воздуха в пассажирский салон. |
«РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА» | – при поступлении команды от системы управления кондиционером салона. | Система управления кондиционером салона анализирует значения температуры уставки, температуры наружного воздуха и температуры салона и задает команды на активацию системы нагревания или охлаждения нагнетаемого в пассажирский салон воздуха в соответствии с этим анализом и требуемым значением объемного расхода наружного воздуха в текущем основном и установочном режимах. |
«РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСХОДА НАРУЖНОГО ВОЗДУХА» | – при поступлении команды от системы управления кондиционером салона. | Система управления кондиционером салона анализирует информацию о количестве углекислого газа в пассажирском салоне и задает команды на активацию системы управляемого регулирования объемного расхода наружного воздуха (привод клапана наружного воздуха) в соответствии с этим анализом и требуемым значением объемного расхода наружного воздуха в текущем основном и установочном режимах. |
«РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСХОДА РЕЦИРКУЛЯЦИОН НОГО ВОЗДУХА» | – при поступлении команды от системы управления кондиционером салона. | Система управления кондиционером салона анализирует информацию о требуемом объемном расходе смешанного воздуха и текущем объемном расходе наружного воздуха и задает команды в систему управляемого регулирования объемного расхода рециркуляционного воздуха (привод клапана рециркуляционного воздуха) в соответствии с алгоритмом регулирования в текущем основном и установочном режимах. |
«ВЫТЯЖКА» | – при поступлении команды от системы управления кондиционером салона. | Выполняется активация вытяжных вентиляторов с объемным расходом, обеспечивающим поддержание избыточного давления во всех основных режимах (кроме аварийных). |
«ОБЕЗЗАРАЖИВАЙ
ИЕ» |
– при поступлении команды от системы управления кондиционером салона. | Выполняется активация системы обеззараживания, смешанного или рециркуляционного воздуха. |
«ОБОГРЕВ ЗОНЫ
ТАМБУРОВ» |
Выполняется подача аналогового сигнала из кондиционера салона на все рециркуляционные нагреватели в пассажирском салоне вагона. |