При автоматическом пневматическом или электропневматическом торможении клещевые механизмы дискового тормоза, через рычаги и тормозные накладки, передают усилие давления поступающего в их цилиндры сжатого воздуха к тормозным дискам, уставленным на оси колесной пары или на цельнокатаном колесе, для создания на их поверхности силы трения. При отсутствии давления сжатого воздуха в цилиндрах стояночного тормоза, за счет усилия пружин, на каждой колесной паре автоматически приводится в действие стояночный тормоз.
На электропоезде применены клещевые механизмы дискового тормоза RZKK40M24 и WZK51М24 производства «Knorr-Bremse»
На каждой колесной паре моторного вагона установлено по два клещевых механизма (типа RZKK40M24X135 (II76599/24NU) и RZKK40M24FK135 (II76598/3024NU)). Клещевой механизм типа RZKK40M24FK135 оборудован устройством стояночного пружинного тормоза (рисунок 9.1).

Рисунок 9.1 – Расположение клещевых механизмов на оси колесной пары моторного вагона: 1 – рама моторной тележки; 2 – цельнокатаный колесный центр с тормозными дисками; 3 – ось колесной пары; 4 – клещевой механизм RZKK40M24X135; 5 – клещевой механизм RZKK40M24FK135; 6 – рукоятка троса управления; 7 – трос управления.
На каждой колесной паре немоторного вагона установлено по три клещевых механизма (один типа WZK51M24FK110 (II76600/3824NU) и два типа WZK51M24X110 (II76601/24NU)). Клещевой механизм типа WZK51M24FK110 оборудован устройством стояночного пружинного тормоза (рисунок 9.2).

Рисунок 9.2 – Расположение клещевых механизмов на оси колесной пары немоторного вагона: 1 – рама тележки немоторного вагона; 2 – колесная пара; 3 – тормозные диски; 4 – клещевой механизм WZK51M24X110; 5 – клещевой механизм WZK51M24FK110; 6 – рукоятка троса управления; 7 – трос управления.
Основные технические данные клещевых механизмов приведены в таблице 9.1.
Таблица 9.1 – Основные технические данные клещевых механизмов
№ п/п |
Наименование параметра | Значение | |||
Моторный вагон | Немоторный вагон | ||||
Тип блока | RZKK40M24X135 | RZKK40M24FK135 | WZK51M24X110 | WZK51M24FK110 | |
1 | Наличие стояночного тормоза | нет | имеется | нет | имеется |
2 | Диаметр и тип цилиндра служебного торможения | 24”, диафрагменный | |||
3 | Суммарная сила нажатия тормозных накладок одного клещевого механизма, не менее, кН: | 40 | 40 | ||
4 | Давление сжатого воздуха в цилиндрах тормозных блоков, расчетное, МПа: | ||||
– минимальное | 0,334 | 0,248 | |||
– максимальное | 0,363 | 0,286 | |||
5 | Сила нажатия одной тормозной накладки, при расчетном давлении в цилиндрах тормозных блоков, кН: | ||||
– минимальное | 17,1 | 15,4 | |||
– максимальное | 18,4 | 18,3 | |||
6 | Усилие стояночного пружинного тормоза, кН | – | 30 (+20%) | – | 38 (+20%) |
7 | Толщина тормозного диска, мм | 135 | 110 | ||
8 | Масса, кг | 73 | 84,5 | 62,5 | 78 |
9 | Тип тормозных накладок | C105255/24G5X | C105255/35G5X |
Примечание: минимальное – на порожнем вагоне (без пассажиров), максимальное – на вагона с максимальным количеством пассажиров.