Вспомогательная установка снабжения сжатым воздухом (рис. 8.18) предназначена для подачи сжатого воздуха в цилиндр токоприемника и запуска электропоезда при отсутствии воздуха в питательной магистрали.

Рис. 8.18. Внешний вид вспомогательной установки снабжения сжатым воздухом
Описание конструкции
Вспомогательная установка снабжения сжатым воздухом представляет собой компактное самонесущее устройство, основными компонентами которого являются:
- вспомогательный компрессорный агрегат V10-T с двигателем постоянного тока;
- напорный резервуар (25 л);
- устройства управления и контроля.
Компоненты монтированы на жесткой раме и защищены кожухом. На рис. 8.19 представлено устройство вспомогательной установки снабжения сжатым воздухом.

Рис. 8.19. Устройство вспомогательной установки снабжения сжатым воздухом: 1 — напорный резервуар; 2, 4 — электропневматический выключатель; 3 — электромагнитный клапан; 5 — разъем; 6 — датчик давления; 7, 14 — обратные клапаны; 8 — предохранительный клапан; 9, 10, 13 — контрольные штуцеры; 11, 12 — шаровой кран; 15 — компрессорный агрегат
Вспомогательный компрессор получает питание от аккумуляторной батареи. Датчиком давления контролируется наличие сжатого воздуха в цилиндре токоприемника: компрессорный агрегат запускается при низком давлении (его отсутствии) в ПМ. Очищенный фильтрами воздух сжимается компрессорным агрегатом и подается через обратный клапан в напорный резервуар (объемом 25 л). Второй обратный клапан препятствует выходу воздуха в систему питательной магистрали. Для поддержания давления в цилиндре токоприемника подается питание на электромагнитный клапан, который соединяет напорный резервуар с цилиндром токоприемника. При отключенном электромагнитном клапане воздух из цилиндра токоприемника выпускается, и токоприемник опускается.
Контрольные штуцеры обеспечивают возможность быстрого подсоединения диагностического прибора для контроля давления в пневматической системе.
После подъема токоприемника подается напряжение на главный компрессор и ПМ заполняется. При наличии давления в питательной магистрали вспомогательный компрессор отключается. Воздух из ПМ через обратный клапан подается к напорному резервуару, затем через электромагнитный клапан — в цилиндр токоприемника.
Пневматическая схема вспомогательной установки снабжения сжатым воздухом представлена на рис. 8.20.

Рис. 8.20. Пневматическая схема вспомогательной установки снабжения сжатым воздухом: 1 — компрессорный агрегат; 2 — обратный клапан; 3 — контрольный штуцер; 4 — датчик давления; 5 — предохранительный клапан; 6 — шаровой кран; 7 — электромагнитный клапан; 8 — электропневматический выключатель; А2 — выход воздуха; А3 — выход воздуха к токоприемнику; А4 — подвод воздуха от ПМ
Вспомогательный компрессорный агрегат V10-Т
Вспомогательный компрессорный агрегат V10-T предназначен для подачи сжатого воздуха для подъема токоприемников и состоит из следующих основных узлов (рис. 8.21):
- двигатель постоянного тока;
- компрессор;
- сухой воздушный фильтр.

Рис. 8.21. Компрессорный агрегат V10-T: 1 — выпускной клапан; 2 — впускной клапан; 3 — защитный клапан; 4 — отверстие для ввода кабеля; 5 — двигатель; 6 — компрессор; 7 — сухой воздушный фильтр; А1 — вход воздуха; А2 — выход воздуха; А3 — охлаждающий воздух
Компрессорный агрегат представляет собой компактное самонесущее фланцевое устройство в модульном исполнении. Соединение двигателя с компрессором осуществляется напрямую, при этом подшипник двигателя одновременно служит подшипником коленчатого вала.
Оптимальная защита компрессора обеспечивается высокой степенью фильтрации встроенного сухого воздушного фильтра.
Места опоры компрессора, подшипники шатуна и коленчатого вала, а также подшипники двигателя компрессора выполнены в виде закрытых подшипников качения с перманентной смазкой.
Поршни снабжены многослойным тефлоновым покрытием и укомплектованы тефлоновыми поршневыми кольцами.
Клапаны оснащены упругими самонаводящимися клапанными пластинами. Благодаря большим поперечным сечениям потока в области клапанов и компактной конструкции в целом достигается низкий уровень шума.
Дополнительно компрессор охлаждается с помощью находящихся в его корпусе клапанов, через которые при каждом ходе поршня охлаждающий воздух всасывается, а нагретый воздух выводится из корпуса наружу.
Так как воздух не содержит масла, не требуется масляный фильтр тонкой очистки, а также установки для сбора конденсата, сохраняются свойства компонентов из каучука в уплотнениях, поршневых манжетах и седлах клапанов в пневматической системе. Технические характеристики компрессорного агрегата VI0-Т приведены ниже.
Технические характеристики компрессорного агрегата V10-T Скорость вращения, об/мин................................. 1250 Производительность, л/мин................................. 70 Рабочее давление, кгс/см2................................. 8 Напряжение питания, В..................................... 110 Пусковой ток, А........................................... 52 Рабочий ток, А............................................ 7,2 Степень защиты............................................ IP44 Диапазон рабочей температуры, °С.......................... —40...+50 Масса, кг................................................. 31
Компрессор работает в одноступенчатом режиме. В головке над цилиндром размещается комбинированный всасывающий и напорный клапан.
Всасываемый воздух очищается в сухом воздухоочистителе и сжимается в цилиндре. Для охлаждения происходит наполнение картера воздухом и удаление воздуха из картера посредством клапанов. Во время нагнетательного хода поршня воздух всасывается одновременно через сухой воздухоочиститель и впускной клапан. Во время хода поршня при всасывании разогретый воздух снова выводится наружу через выпускной клапан. Схема работы агрегата приведена на рис. 8.22.

Рис. 8.22. Схема работы компрессорного агрегата V10-Т: 1 — двигатель; 2 — сухой воздушный фильтр; 3 — цилиндр; 4 — защитный клапан; А1 — вход воздуха; А2 — выход воздуха