Система автоведения (далее — автопилот) электропоезда «Сапсан» представляет собой специально разработанную и установленную программу для реализации возможности следования электропоезда как в информационном режиме, так и в режиме автоматического (активного) ведения поезда. Ответственность за безопасность движения, соблюдение графика и качество ведения поезда возлагается на машиниста, в то время как задача автопилота — упрощение обслуживания. В каждом конкретном случае машинист принимает решение как о необходимости использования автопилота, так и о режиме его работы.
Перед использованием системы автоведения машинист должен:
- на блоке индикации КЛУБ-У ввести именно тот номер поезда, обслуживание которого будет осуществляться с использованием автопилота, поскольку КЛУБ-У и автопилот информационно связаны;
- в системе КБСУ проверить наличие загруженного файла с информацией о действующих предупреждениях на участке следования поезда, а также сверить данные ограничения в электронном виде с фактическими в выданном бланке предупреждения ДУ-61.
Следование в различных режимах
Следование в информационном режиме автопилота подразумевает лишь отображение в соответствующем окне интерфейса определенных данных о фактической и предстоящей обстановке без вмешательства в систему управления поездом (т.е. активное управление тягой и торможением поезда не производится). Отображается следующая информация:
- заданная системой автоведения скорость движения в определенный момент времени (соответствует скорости, установленной приказом «Н»; 23/34 ПТ; временные ограничения скоростей согласно выдаваемым предупреждениям на конкретный день в систему не заносятся), км/ч;
- фактическая скорость поезда в данный момент времени, км/ч;
- целевая скорость (значение ближайшего повышения или понижения скорости на впередилежащем участке), км/ч;
- расстояние до цели (расстояние до точки с целевой скоростью), м;
- графическое изображение заданной скорости (включая остановки) на впередилежащем участке 0—10 км (верхний график);
- графическое изображение профиля пути на впередилежащем участке 0—10 км (нижний график);
- километр фактического нахождения (под графиком профиля пути);
- вертикальная красная линия, проходящая через оба графика в пределах текущего километра, соответствующая фактическому местоположению поезда;
- индикация установленного режима автопилота (в левом нижнем углу дисплея):
- «Авто» — задан режим активного автоматического управления поездом;
- «Инф» — задан информационный режим автопилота;
- пустое окно прямоугольника информирует о выключенном автопилоте. В случае использования системы АУДиТ на данном поле отображается значение заданной скорости.
Режим автопилота также отображается на БИЛ КЛУБ-У (под символом вставленной кассеты регистрации) в виде соответствующей буквы:
- «И» — информационный режим;
- «А» — режим активного автоматического управления.
Порядок активации режимов автопилота
Для включения информационного режима автопилота необходимо выполнить следующее:
- задатчик скорости и контроллер тяги установить в положение «0»;
- в основном окне интерфейса-1 нажать программируемую клавишу «8» —«Сист. автовед.»;
- в открывшемся окне интерфейса-1 нажать программируемую клавишу «8» — «Круизк. автовед.»;
- в открывшемся окне выбора режимов выбрать информационный режим, нажав клавишу «8» — «Инф. автовед.»;
- вернуться в основное окно интерфейса, нажав клавишу «0» — «Осн. экран»;
- для вызова окна автопилота нажать клавишу «8» интерфейса-1.
В результате информационный режим автопилота включен.
Для включения режима активного ведения следует сделать следующее:
- установить задатчик скорости и контроллер тяги в положение «0»;
- в основном окне интерфейса-1 нажать программируемую клавишу «8» — «Сист. автовед.»;
- в открывшемся окне интерфейса-1 нажать программируемую клавишу «8» — «Круизк. автовед.»;
- в открывшемся окне «выбора режимов» нажать программируемую клавишу «8» — «Автовед. вкл.»;
- вернуться в основное окно интерфейса, нажав клавишу «0» — «Осн. экран»;
- для вызова окна автопилота нажать клавишу «8» интерфейса-1.
В итоге включен активный режим автопилота.
Для реализации тяги необходимо установить контроллер тяги в соответствующее положение.
Особенности эксплуатации
Активный режим автопилота требует постоянного контроля со стороны машиниста соблюдения требуемых параметров движения (скорости, своевременности воздействия на тягу и торможение, выполнения графика и т.п.).
При невключении (несвоевременном включении) тяги рекомендуется перейти на информационный режим автопилота или отключить его и следовать в директорном (ручном) режиме.
В случае неприменения (несвоевременного применения) тормозов автопилотом, а также если машинист считает, что автоматическое торможение недостаточно эффективно (в конкретном случае), необходимо незамедлительно применить торможение при помощи тормозной рукоятки с целью недопущения превышения скорости. После такого вмешательства возобновить автоматическое управление тягой возможно лишь после сброса контроллера тяги в положение «0» с последующей постановкой в положение тяги. При повторении подобных случаев рекомендуется отключение режима активного автопилота и переход на информационный либо директорный (ручной) режим.
Во всех других случаях некорректной работы автопилота рекомендуется его отключить.
Обо всех выявленных неисправностях, отклонениях, сбоях и несоответствиях в работе автопилота следует сделать запись в бортовом журнале ТУ-152.
В случае обслуживания поезда с использованием автопилота необходимо сделать запись об этом на обратной стороне бланка сдаваемого предупреждения.
Алгоритм автопилота построен таким образом, что для возобновления движения (получения тяги и отпуска ПТ) после остановки требуется в обязательном порядке:
- произвести разблокирование дверей (подача необходимого сигнала в систему);
- сброс контроллера тяги в положение «0» с последующей постановкой в тягу (рекомендуется ставить контроллер тяги в положение «0» заблаговременно, т.е. сразу после начала автоматического торможения на остановку).
В настоящее время версия программного обеспечения автопилота при следовании на остановку осуществляет автоматическое торможение не до полной остановки, а лишь до 2—3 км/ч следующим образом:
- в зоне минимальных скоростей происходит автоматическое импульсное (кратковременное) наполнение ТЦ примерно до 1 атм со снижением скорости поезда до 2— 3 км/ч и последующим отпуском ПТ (поезд катится);
- дальнейшее прицельное торможение должно осуществляться машинистом при помощи тормозной рукоятки вручную. В данном случае автоматически изменяется алгоритм работы ТР с целью обеспечения плавности остановки, т.е. при постановке ТР в тормозные позиции реализовываются значительно меньшие давления в ТЦ: 1А « « 0,3 атм; 1В « 0,4 атм; 2Т « 0,5 атм и т.д.
Автопилот не должен использоваться в режиме активного автоматического ведения поезда в следующих случаях, установленных местной инструкцией СЗ-ДОСС:
- при следовании по неправильному пути;
- при следовании с неисправными устройствами безопасности;
- при следовании по участку, не внесенному в электронную карту автопилота;
- при выполнении маневровой работы;
- при следовании с поездом, номер которого не внесен в электронную систему автопилота.
Активация любого режима автопилота исключает возможность использования режима АУДиТ, крайне удобного для реализации нагона опоздания, поэтому в случаях существенного отставания от графика машинист должен принять решение о целесообразности использования того или иного режима ведения поезда.