В рамках реализации задач транспортного обслуживания зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи, поставленных правительством РФ, и в соответствии с заключенным в декабре 2009 г. контрактом между ОАО «РЖД» и компанией «Сименс АГ» был разработан электропоезд, который по своим дизайнерским и инженерно-техническим решениям не уступает лучшим образцам железнодорожной техники.

А.Ю. Слизов, А.Г. Брагин, В.О. Иващенко, А.В. Ширяев, М.В. Матвеев – Скоростной электропоезд ЭС1 “Ласточка”
Электропоезда ЭС1 (проект «Desiro RUS»), получившие название «Ласточка», являются двухсистемными с возможностью эксплуатации их как на постоянном, так и на переменном токе с максимальной скоростью 160 км/ч. Каждый электропоезд состоит из двух моторных головных и трех немоторных вагонов. В целях повышения пассажировместимости конструкция электропоезда позволяет произвести сцепку двух однотипных поездов в один состав. Для этого на каждом головном моторном вагоне установлено сцепное устройство типа «Scharfenberg», позволяющее автоматически осуществлять не только механическую сцепку, но и соединение пневматических и электрических систем поездов. Имеется договоренность с компанией «Сименс» о перспективном совместном производстве 1200 вагонов до 2020 г. Такими поездами ОАО «РЖД» намерено заменить используемые в пригородном движении электрички, которые морально и физически устарели.
Рассмотрено устройство механической и экипажной частей электропоезда «Ласточка», алгоритмы и принципы работы системы управления, функционирование компонентов и оборудования, составляющих высоковольтную и низковольтную системы, а также работа системы торможения. Предназначено для слушателей учебных центров профессиональных квалификаций ОАО «РЖД», осуществляющих подготовку по специальностям «Машинист электропоезда», «Помощник машиниста электропоезда», «Слесарь по ремонту подвижного состава», а также может быть полезно студентам средних и высших учебных заведений, обучающимся по аналогичным специальностям.
В конструкции электропоезда применен ряд новых для наших электропоездов технических решений, основными из которых являются: кузова из прессованных алюминиевых профилей, использование пневмоподвески, асинхронный тяговый электропривод, тормозные системы «Кnоrr-Bremse», вакуумные санитарные узлы. При этом «Ласточка» является первым электропоездом двойного питания на железных дорогах РФ.
Авторы будут благодарны за любые замечания, направленные на улучшение содержания данной книги.