Назначение и технические характеристики
Тормозной резистор предназначен для рассеивания избыточной энергии, возникающей в режиме реостатного торможения. К каждому тяговому преобразователю подключены два тормозных резистора (обозначение в схеме 1.01.R11 и 1.02.R12), установленных на крыше 1 и 5 вагона. Технические характеристики тормозного резистора представлены в таблице 11.1.

Блоки тормозных резисторов
Таблица 11.1 – Технические характеристики тормозного резистора
Наименование параметра | Значение |
Номинальное значение активного сопротивления, Ом | 7,85 |
Допускаемое отклонение значения сопротивления при температуре +20 °C, % | ±5 |
Максимально допустимое сопротивление (значение в нагретом состоянии), включая допускаемое верхнее отклонение значения, Ом | 11,5 |
Минимально допустимое сопротивление (при температуре минус 40 °C), включая допускаемое нижнее отклонение значения, Ом | 7,1 |
Диапазон рабочего напряжения тормоза, кВ | 2,7 – 4,0 |
Диапазон напряжений (ограничение перенапряжения), кВ | 4,0 – 4,5 |
Максимальное напряжение относительно «земли», кВ | 4,5 |
Максимальное напряжение относительно земли, кВ | 4,5 |
Индуктивность резистора, мкГн, не более | 50 |
Максимальная рассеиваемая мощность, кВт | 579 |
Максимальная мощность одной секции резистора, кВт | 580 |
Максимальная температура материала резистора, °C | 700 |
Минимальное расстояние между крышей электропоезда и нижней гранью активной части резистора, мм, не менее | 64 |
Общий вес тормозного резистора, кг, не более | 300 |
Устройство и работа
Тормозной резистор состоит из каркаса и расположенного в нем резистивного узла. Каркас выполнен из перфорированных листов нержавеющей стали и состоит из двух торцевых стенок, двух боковых стенок, крышевого листа и дна, закрепленных на каркасе из несущих и вспомогательных балок. Внутреннее пространство каркаса разделено перегородкой на две части. Каркас, при помощи несущих балок, крепится к ребристым опорным изоляторам и устанавливается на крыше вагона (рисунок 11.1).

Рисунок 11.1 – Каркас тормозного резистора: 1 – крышевой лист; 2 – несущие балки; 3 – перегородка; 4 – боковая стенка; 5 – торцевая стенка; 6 – короб выводов.
Внутри каркаса расположены восемь ленточных резистивных элементов. Резистивные элементы собраны в четыре блока (рисунок 11.2). Каждый блок состоит из двух ленточных резисторов, выполненных из стали 20Х23Н18. Резисторы собраны в блок при помощи шпилек, закрепленных с двух сторон в держателях. Между резисторами и шпильками с держателями установлены изоляторы. Четыре блока резисторов при помощи шин собираются в резистивный узел, который при помощи держателей, через керамические изоляторы крепится между торцевыми стенками и перегородкой каркаса.
Электрически, все резисторы связаны между собой последовательно при помощи медных шин (рисунок 11.3). Для подключения к электрической схеме электропоезда, две шины выведены в короб выводов.

Рисунок 11.2 – Блок резисторов: 1 – ленточный резистор; 2 – изолятор; 3 – шпильки; 4 – держатели.

Рисунок 11.3 – Схема электрическая соединения резисторных элементов