1.1 Требования охраны труда
К работе на электропоезде допускается обслуживающий персонал прошедший профессиональное обучение и стажировку, соответствующие характеру работы. Защита людей от опасных напряжений обеспечивается за счет заземления силовой части при помощи ключей запорных устройств, а также блокировки питания от внешнего источника. Электрическое оборудование электропоезда, находящиеся под напряжением, имеет защиту от случайного доступа посторонних лиц. Металлические корпуса и оболочки вспомогательного и тягового электрооборудования, которые в случае неисправности могут оказаться под напряжением, превышающим допустимые значения, имеют заземление относительно корпуса электропоезда.
Для обеспечения безопасности предусмотрено соответствующее цветовое оформление и установка знаков безопасности.
На вагонах 1 и 5 электропоезда предусмотрено место для хранения тормозных башмаков, средств защиты, сигнальных принадлежностей и инструмента.
ВНИМАНИЕ! ЛОКОМОТИВНЫЕ БРИГАДЫ И ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО ПРИ ПИТАНИИ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ОТ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ИЛИ ВНЕШНЕГО ИСТОЧНИКА, ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ НАХОДИТСЯ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ – ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТОКОВЕДУЩИМ ЧАСТЯМ (НЕЗАВИСИМО ОТ ЗНАЧЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ) ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ.
1.2 Меры безопасности
1.2.1 Меры безопасности при работе с высоковольтной аппаратурой
Перед открытием контейнеров низковольтной и высоковольтной аппаратуры на электропоезде, находящимся под контактным проводом, обслуживающему персоналу необходимо выполнить следующие работы:
- отключить быстродействующий/главный выключатель (БВ/ГВ) и опустить токоприемники, путем постановки соответствующих переключателей на пульте управления в выключенное положение. Визуально убедиться, что токоприемник находится в опущенном состоянии;
- затормозить электропоезд при помощи стояночного тормоза, установить тормозные башмаки;
- в пульте машиниста повернуть ключ в «Выключателе управления» в положение «Выкл.» и достать из гнезда;
- при длительных стоянках, без питания от внешнего источника, для исключения быстрого разряда аккумуляторной батареи, произвести ее выключение;
- перекрыть доступ сжатого воздуха к токоприемникам путем закрытия разобщительных кранов;
- произвести процесс заземления при помощи ключей запорных устройств;
- вывесить запрещающие плакаты для запрета включения электрических устройств и аппаратов.
После выполнения в полном объеме вышеуказанного порядка разрешается приступать к работам с высоковольтной аппаратурой, при этом ключи запорных устройств должны находиться у лица, производящего работы с высоковольтным оборудованием.
1.2.2 Меры безопасности при поднятии токоприемников
Перед поднятием токоприемников выполнить следующие работы:
- убедиться в окончании ремонтных или других видов работ на электропоезде обслуживающим персоналом, а также в отсутствие людей под вагонами и на крыше электропоезда;
- закрыть и заблокировать крышки контейнеров высоковольтного оборудования, а ключи запорных устройств установить на места, соответствующие каждому отдельному ключу;
- открыть разобщительные краны для подвода сжатого воздуха к токоприемникам;
- убрать запрещающие плакаты;
- включить аккумуляторную батарею;
- в пульте машиниста установить ключ в «Выключателе управления» в положение «Вкл.».
После выполнения указанных операций, поднять токоприемник, подав предупредительный звуковой сигнал и оповестив об этом по устройству внутренней связи электропоезда. Визуально убедиться в поднятом состоянии токоприемника и наличии напряжения на токоприемнике по показаниям на экране терминала управления и диагностики (терминал УиД). Величина напряжения должна соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
1.2.3 Работы при поднятом токоприемнике
При поднятом токоприемнике запрещается:
- открывать крышки контейнеров высоковольтной аппаратуры;
- подниматься на крышу электропоезда;
- осматривать тяговые двигатели и вспомогательные машины со снятием крышек у клеммных выводных коробок;
- производить замену или заливку масла тягового привода, вспомогательных машин и оборудования;
- разбирать выводные коробки и разъединять выводы проводов тяговых и вспомогательных электродвигателей;
- открывать крышки нагревательных приборов;
- открывать крышки желобов и кабельных каналов;
- выполнять какие-либо работы по «прозвонке», ремонту или наладке высоковольтных и низковольтных цепей;
- производить ремонт шунтов заземления оборудования, аппаратов и вспомогательных машин;
- ремонтировать механическое и пневматическое оборудование;
- разъединять кабеля в межвагонном соединении;
- производить аварийно-восстановительные работы (Приложение Б).
При поднятом токоприемнике разрешается:
- при обесточенных электрических цепях, производить замену низковольтных потребителей 110В, 50В и 24В;
- производить очистку лобовых и боковых стекол кабины управления;
- визуально осматривать механическое и тормозное оборудование.
1.2.4 Меры безопасности при подаче напряжения от внешнего источника питания
При питании электрического оборудования электропоезда от внешнего источника, необходимо помнить, что высоковольтная и низковольтная аппаратура находится под напряжением, и прикосновение к токоведущим частям опасно для жизни.