Электропневматический клапан автостопа (ЭПК) является составной частью системы безопасности движения поездов и служит для контроля бдительности машиниста в различных поездных ситуациях путем подачи предупредительных сигналов. При утрате бдительности машинистом, ЭПК по команде системы безопасности, производит разрядку тормозной магистрали электропоезда темпом экстренного торможения.
Для предотвращения отключения ЭПК ключом, электропневматический клапан автостопа оборудован блоком контроля несанкционированного отключения (блок КОН).
Основные технические данные ЭПК приведены в таблице 3.4, внешний вид на рисунке 3.16.
Таблица 3.4 – Основные технические данные ЭПК
Наименование параметра | Значение |
Максимальное давление питания, МПа | 1,0 |
Номинальное напряжение питания постоянного тока, В | 110 |
Время разрядки тормозной магистрали с (0,5 до 0,25) МПа, с, не более | 2 |
Время подачи сигнала бдительности, с | 7+1 |
Величина остаточного давления в тормозной магистрали после разрядки, МПа | 0,15 +0,05/-0,02 |

Рисунок 3.16 – Электропневматический клапан автостопа 153А и блок КОН
Устройство
ЭПК состоит из клапана срывного, выключателя управления автоматического, вентиля электропневматического, резервуара объемом 0,5 л, свистка, замка, имеющего привод от ключа и колодки с контактами (рисунок 3.17). Все составные части ЭПК собираются и устанавливаются на кронштейн-плите и сообщаются между собой через каналы в плите. Кронштейн-плита закрыта кожухом. Автоматический выключатель управления совместно с замком ЭПК обеспечивает замыкание контактов в цепи тяги при включении ЭПК и наличии необходимого давления воздуха в тормозной магистрали. При срабатывании ЭПК на экстренное торможение размыкает контакты в цепи тяги и обеспечивает срабатывание срывного клапана.
Срывной клапан обеспечивает экстренную разрядку тормозной магистрали при автостопном торможении.
Вентиль электропневматический в обесточенном состоянии обеспечивает разрядку резервуара объемом 0,5 л и камеры под диафрагмой автоматического выключателя управления через свисток в атмосферу.
Колодка с контактами, диодом и резистором служит для удобства монтажа электрических соединений.

Рисунок 3.17 – ЭПК 153А: 1 – колодка с контактами; 2 – резистор с диодами; 3 – выключатель управления автоматический; 4 – фильтр; 5 – клапан срывной; 6 – свисток; 7 – вентиль электропневматический; 8 – резервуар объемом 0,5 л; 9 – кронштейн-плита; 10 – кожух; 11 – замок с ключом.
Замок обеспечивает при выключенном положении – разобщение питательной магистрали и резервуара объемом 0,5 л с вентилем электропневматическим и свистком. А так же размыкает контакты концевого выключателя. При включенном положении замок обеспечивает поступление воздуха из питательной магистрали и резервуара объемом 0,5 л и к электропневматическому вентилю, а так же замыкает контакты концевого выключателя.
Работа
Зарядка ЭПК
При положении ключа ЭПК «Выключено», замок перекрывает доступ воздуха к электропневматическому вентилю и размыкает контакты своего концевого выключателя (КВ). При этом воздух из питательной магистрали, через калиброванные отверстия диаметром 0,7 мм и 0,8 мм, поступает в резервуар объемом 0,5 л и далее в камеру под диафрагмой (камера выдержки времени) автоматического выключателя управления. Диафрагма, преодолевая усилие пружины, прогибается вверх. Возбудительный клапан автоматического выключателя под усилием пружины закрывается, разобщая полость над поршнем срывного клапана с атмосферой (рисунок 3.18).

Рисунок 3.18 – Зарядка ЭПК
Воздух из тормозной магистрали поступает в полость под поршнем срывного клапана и через калиброванное отверстие в поршне, диаметром 0,8 мм поступает в полость над поршнем и далее по каналу поступает в полость под возбудительный клапан и к поршню автоматического выключателя управления. Поршень автоматического выключателя перемещается вправо, замыкая контакты своего концевого выключателя (КВ) – подготавливая цепь тяги.

Рисунок 3.19 – Включение ЭПК
Для включения ЭПК необходимо ключ замка перевести во включенное положение – повернув его до упора против часовой стрелки. При этом замок открывает доступ воздуха из питательной магистрали и резервуара объемом 0,5 л в правую полость переключательного поршня и в канал, идущий под якорь с клапанным уплотнением электропневматического вентиля. Из правой полости переключательного поршня, сжатый воздух через свисток начинает выходить в атмосферу (рисунок 3.19). Одновременно, контакты концевого выключателя замка (КВ), подают питание на катушку электропневматического вентиля, и якорь открывает проход воздуха из правой полости переключательного поршня в левую полость. В результате разрежения правой полости переключательного поршня через свисток, поршень, под давлением в левой полости, перемещается вправо, садится на седло и перекрывает выход воздуха через свисток. ЭПК включен и готов к работе (рисунок 3.20).

Рисунок 3.20 – ЭПК в режиме готовности
При нажатии на рукоятку бдительности, или по команде приборов безопасности, происходит снятие питания с электропневматического вентиля. При этом якорь вентиля, под действием пружины, садится своим клапаном на седло, перекрывая подачу сжатого воздуха в левую полость переключательного поршня и одновременно, сообщает ее с атмосферой. Переключательный поршень, под давлением сжатого воздуха в правой полости, перемещается влево и воздух из камеры под диафрагмой автоматического выключателя (камера выдержки времени) и резервуара объемом 0,5 л через свисток начинает выходить в атмосферу (рисунок 3.21).
Если в течение 7-8 секунд питание катушки электропневматического вентиля восстановится, ЭПК перейдет в режим зарядки и готовности. В случае отсутствия питания на катушке электропневматического вентиля более 7-8 секунд, давление воздуха в камере под диафрагмой автоматического выключателя (камера выдержки времени) понижается, диафрагма под действием пружины прогибается вниз, толкатель открывает атмосферный клапан, и воздух из камеры над поршнем срывного клапана через выключатель управления выходит в атмосферу. Под давлением сжатого воздуха из тормозной магистрали поршень срывного клапана будет отжат от седла и ТМ сообщится с атмосферой. ЭПК сработает и произойдет экстренная разрядка тормозной магистрали.

Рисунок 3.21 – Срабатывание ЭПК
Чтобы вернуть ЭПК в режим готовности, необходимо выполнить его зарядку – выключить ключ и после зарядки камеры выдержки времени и восстановления давления в тормозной магистрали, вновь включить его.
Работа ЭПК с блоком КОН
Блок контроля несанкционированного отключения ЭПК (блок КОН) состоит из электропневматического вентиля, установленного на кронштейн-плите ЭПК и электронного блока. Каналами в кронштейн-плите вентиль КОН соединен с камерой над поршнем срывного клапана. На электронный блок поступает информация о положении ключа ЭПК, скорости движения и давлении в цилиндрах тормозных блоков. При отсутствии питания на вентиле, КОН не влияет на работу ЭПК. При выключении машинистом ключа ЭПК при скорости движения электропоезда более 10 км/ч, электронный блок начинает отсчет времени. Если по истечении 12 секунд ключ ЭПК не будет включен и давление в цилиндрах тормозных блоков будет менее (0,07 ±0,01) МПа
электронный блок подает питание на катушку электропневматического вентиля КОН, и он соединяет камеру над поршнем срывного клапана с атмосферой. ЭПК сработает и произойдет экстренная разрядка тормозной магистрали.
Исключение из работы ЭПК при выходе из строя или при пересылке (буксировке)
Для исключения срабатывания ЭПК при пересылке (буксировке) электропоезда или при неисправности приборов безопасности, необходимо перекрыть разобщительные краны на тормозной (КН1) и на питательной магистрали (КН2). Разобщительные краны КН1 и КН2 имеют диагностику (контроля положения). При эксплуатации электропоезда краны КН1 и КН2 должны быть открыты и опломбированы.