4.6.1 Управление наружными автоматическими дверями
4.6.1.1 Общие сведения
Существует два режима работы наружных автоматических дверей:
- индивидуальное открытие дверей;
- централизованное открытие дверей.
По умолчанию двери находятся в режиме индивидуального открытия. Переключение между режимами осуществляется с помощью акгивации/деактивации режима «Централизованное открытие дверей» на экране «Состояние дверей» терминала УиД (рисунок 4.49).

Рисунок 4.49 – Экран «Состояние дверей» терминала УиД
На экране «Состояние дверей» располагаются следующие элементы:
- схема вагонов электропоезда с указанием их порядковых номеров и фактического состояния каждой двери в виде цветовых элементов;
- управляемый элемент «Централизованное открытие дверей»;
- индикатор «Низкая платформа»;
- пояснения к цветовому отображению элементов.
Управление наружными автоматическими дверями осуществляется машинистом с пульта кабины управления при помощи переключателей «Блокировка дверей слева» и «Блокировка дверей справа», каждый из которых имеет два положения «Разблокировать» и «Блокировать».
Для индивидуального управления каждой дверью в отдельности используются кнопки «Локальное открытие» и «Вызов обслуживающего персонала»:
1. Кнопка «Локальное открытие» предназначена для индивидуального открытия пассажирами каждой двери в отдельности и расположена на внутренней и наружной стороне двери каждого вагона.
Кнопка имеет следующие состояния:
- неактивное состояние (кнопка не подсвечивается);
- активное состояние (кнопка подсвечивается зеленным цветом);
- активированное состояние – кнопка нажата (кратковременно подсвечивается красным цветом);
2. Кнопка «Вызов обслуживающего персонала» предназначена для информирования локомотивной бригады о необходимости оказания помощи пассажиру с ограниченными возможностями. Кнопка установлена на внутренней и наружной стороне дверного полотна головных вагонов и может находиться в одном из следующих состояний:
- неактивное состояние (кнопка не подсвечивается);
- активное состояние – кнопка нажата (подсвечивается синим цветом).
Во время движения электропоезда все двери находятся в закрытом и заблокированном состоянии.
В случае неисправности двери, ее привода или блока управления, имеется возможность механической блокировки при помощи специального ключа.
Управление наружными автоматическими дверями осуществляется при выполнении следующих условий:
- включен ВУ;
- наличие питания низковольтных цепей управления (АЗВ должны находиться в положении «Вкл.»);
- поступил сигнал от переключателя с пульта управления «Блокировка дверей слева» или «Блокировка дверей справа»;
- отсутствует сигнал механической блокировки двери ключом;
- отсутствует сигнал о неисправности;
- переключатель на блоке управления дверями (БУД) установлен в положение «Вкл.»;
- при отсутствии выдвижной подножки, трехпозиционный переключатель расположенный в приводе дверей должен быть установлен в положение «2» – нерабочее состояние;
- контроллер тяга/торможение находится в положении «О»;
- электропоезд стоит на месте.
Двери имеют следующее время выдержки в открытом состоянии:
- Не ограниченное время – в режимах «Централизованное открытие дверей» и «Техобслуживание».
- Время 60 с – в режиме «Уборка».
- Время 10 с – в режиме «Индивидуальное управление».
Двери обеспечивают три степени контроля по обнаружению препятствия:
- Инфракрасный датчик.
- Контроль по току двигателя.
- Контактная кромка.
4.6.1.2 Режим работы «Индивидуальное открытие дверей»
4.6.1.2.1 Открытие и закрытие дверей
Индивидуальное управление представляет собой процесс, при котором машинист выполняет разблокирование/блокирование автоматических наружных дверей, а пассажир принимает самостоятельное решение по открытию двери, из которой будет производиться посадка/высадка.
Открытие дверей происходит следующим порядком:
- машинист разблокирует наружные автоматические двери с необходимой стороны, путем перевода переключателя «Блокировка дверей справа»/«Блокировка дверей слева» в положение «Разблокировать»;
- после разблокирования дверей с пульта машиниста, устанавливается признак разрешения на открытие дверей, кнопка «Локальное открытие» расположенная на внутренней и наружной стороне дверного полотна каждой двери загорается зеленным цветом, а на экране «Состояние дверей» разблокированные двери загораются синим цветом;
- при нажатии на кнопку «Локальное открытие» дверь открывается без предварительного звукового и светового оповещения, а на экране «Состояние дверей» открытые двери загораются белым цветом;
- в открытом состоянии дверь находится 10 с, в течение которых кнопка блокируется и моргает каждую секунду.
Закрытие дверей происходит по одному из следующих действий:
- двери закрываются автоматически по истечении 10 с;
- двери закрываются принудительно, путем перевода переключателя «Блокировка дверей справа» или «Блокировка дверей слева» в положение «Блокировать».
Закрытие дверей всегда сопровождается звуковым и световым оповещением.
В процессе закрытия двери, кнопки «Локальное открытие» разблокируются и загораются зеленым цветом, при нажатии на кнопку во время процесса закрытия двери, дверь возвращается в открытое положение.
4.6.1.2.2 Обнаружение препятствий в режиме индивидуального управления
4.6.1.2.2.1 Обнаружение препятствий при открытии двери
При обнаружении препятствия в процессе открытия, двери останавливаются на время до 2 с, после чего предпринимается повторная попытка открытия. Данные действия выполняются в количестве трех попыток. После третьей попытки открытия, двери останавливаются в текущем положении и на экране терминала УиД выводится сообщение «Некорректное положение дверей» с указанием номера двери и номера вагона, а на экране «Состояние дверей» соответствующая дверь загорается белым цветом.
Сброс сообщения «Некорректное положение дверей» будет снято при закрытии дверей по истечении 10 с выдержки в открытом положении.
4.6.1.2.2.2 Обнаружение препятствия при автоматическом закрытии дверей
Если в процессе закрытия двери створки наезжают на препятствие, то дверь полностью открывается и затем снова пытается закрыться, с усилием не более 300 Н. Данные действия выполняются в количестве четырех попыток. Если по окончании четвертой попытки наличие препятствия сохраняется, то дверь открывается и останавливается в данном положении.
При попадании помехи в створе с прерыванием луча инфракрасного датчика, время открытого состояния дверей продлевается на 5 с. Количество таких продлеваний составляет не более трех, после чего двери закрываются и на экране терминала УиД появляется диалоговое окно «Некорректное положение дверей» (рисунок 4.50).

Рисунок 4.50 – Диалоговое окно «Некорректное положение дверей»
4.6.1.2.2.3 Обнаружение препятствия при закрытии дверей с пульта управления
При блокировке дверей с пульта управления, двери, которые находятся в открытом состоянии, начинают закрываться, при этом функция обнаружения препятствия инфракрасным датчиком не активна.
Если в процессе закрытия двери створки наезжают на препятствие, то дверь приоткрывается на расстояние (от 200 до 400 мм) и затем снова пытается закрыться, с усилием не более 300 Н. Данные действия выполняются в количестве четырех попыток. Если по окончании четвертой попытки наличие препятствия сохраняется, то дверь приоткрывается на расстояние (от 200 до 400 мм) от места препятствия и останавливается в данном положении. На экране терминала УиД появляется диалоговое окно «Некорректное положение дверей», а на экране «Состояние дверей» приоткрытая дверь загорается красным цветом.
Выход дверей из приоткрытого состояния после завершения четырех попыток осуществляется путем перевода переключателя «Блокировка дверей справа»/«Блокировка дверей слева» в положение «Разблокировать» и потом положение «Блокировать». При этом остальные двери продолжают работать в штатном режиме.
4.6.1.3 Режим работы «Централизованное открытие дверей»
4.6.1.3.1 Открытие и закрытие дверей
Централизованное управление представляет собой процесс, при котором машинист самостоятельно принимает решения по открытию и закрытию автоматических наружных дверей.
Данный режим устанавливается путем активации функции «Централизованное открытие дверей» на экране «Состояние дверей» терминала УиД. В этом случае кнопки «Локальное открытие» расположенные на внутренней и наружной стороне дверного полотна дверей не активны и как следствие отсутствует возможность управляющих действий со стороны пассажиров.
Открытие дверей осуществляется следующим порядком:
- в зависимости от того с какой стороны будет производиться посадка/высадка пассажиров, машинист переводит переключатель «Блокировка дверей справа» или «Блокировка дверей слева» в положение «Разблокировать»;
- выполняется звуковое оповещение открываемых дверей, подсветка кнопок «Локального открытия» начинает моргать и двери открываются.
Закрытие дверей происходит следующим порядком:
- машинист переводит переключатель «Блокировка дверей справа» или «Блокировка дверей слева» в положение «Блокировать»;
- выполняется звуковое оповещение на открытых дверях, после чего они закрываются.
4.6.1.3.2 Обнаружение препятствий в режиме централизованного управления
4.6.1.3.2.1 Обнаружение препятствий при открытии двери
При обнаружении препятствия в процессе открытия, двери останавливаются на время до 2 с, после чего предпринимается повторная попытка открытия. Данные действия выполняются в количестве трех попыток. После третьей попытки открытия, двери останавливаются в текущем положении и на экране терминала УиД выводится сообщение «Некорректное положение дверей» с указанием номера двери и номера вагона, а на экране «Состояние дверей» соответствующая дверь загорается белым цветом.
Сброс сообщения «Некорректное положение дверей» будет снято при закрытии двери переводом тумблера «Блокировка дверей» в положение «Блокировать».
4.6.1.3.2.2 Обнаружение препятствия при закрытии дверей
Если в процессе закрытия двери створки наезжают на препятствие, то дверь приоткрывается на расстояние (от 200 до 400 мм) и затем снова пытается закрыться, с усилием не более 300 Н. Данные действия выполняются в количестве четырех попыток. Если по окончании четвертой попытки наличие препятствия сохраняется, то дверь приоткрывается на расстояние (от 200 до 400 мм) от места препятствия и останавливается в данном положении. На экране терминала УиД появляется диалоговое окно «Некорректное положение дверей», а на экране «Состояние дверей» приоткрытая дверь загорается красным цветом.
Выход дверей из приоткрытого состояния после завершения четырех попыток осуществляется путем перевода переключателя «Блокировка дверей справа»/«Блокировка дверей слева» в положение «Разблокировать» и потом положение «Блокировать». При этом остальные двери продолжают работать в штатном режиме.
4.6.1.4 Управление дверями при нажатии кнопки «Вызов обслуживающего персонала»
При нажатии кнопки «Вызов обслуживающего персонала» она загорается синим цветом и горит в течении 100 с (в не нажатом состоянии кнопка не подсвечивается). При этом на протяжении данного времени на экране терминала УиД будет отображаться значок требования помощи инвалиду.
Если в течение 100 с после нажатия кнопки «Вызов обслуживающего персонала» электропоезд остановился и машинист разблокирует двери с пульта управления, происходит следующее:
- при централизованном управлении – двери, на которых задействована кнопка «Вызов обслуживающего персонала» открываются, время выдержки двери в открытом состоянии устанавливается равным бесконечности;
- при индивидуальном управлении – двери, на которых задействована кнопка «Вызов обслуживающего персонала» разблокируются, но находятся в закрытом состоянии и могут быть открыты при помощи кнопки «Локальное открытие» (подсвечивается зеленым цветом) или кнопки «Вызов обслуживающего персонала» (подсвечивается синим цветом). После открытия двери от кнопки «Вызов обслуживающего персонала» время выдержки в открытом состоянии устанавливается равным бесконечности.
Двери открытые от кнопки «Вызов обслуживающего персонала», закрываются при помощи переключателя «Блокировка дверей слева» или «Блокировка дверей справа», путем установки в положение «Блокировать».
Если по истечении 100 с после нажатия кнопки «Вызов обслуживающего персонала» двери не были разблокированы, то функция помощи пассажиру с ограниченными возможностями снимается, кнопка «Вызов обслуживающего персонала» устанавливается в неактивное состояние (не подсвечивается) и с экрана терминала УиД исчезает значок требования помощи инвалиду.
4.6.2 Управление выдвижными подножками
Управление выдвижными подножками в положение «Низкая платформа» и «Высокая платформа» осуществляется переключателем «Разблокирование ступеней» расположенным на пульте управления.
Каждая выдвижная подножка в отдельности, может быть приведена в рабочее/нерабочее состояние при помощи переключателя, расположенного в приводе дверей, путем установки в одно из положений:
- «0» – рабочее состояние;
- «1» – ручное управление подножкой (сервисный режим);
- «2» – выведена из эксплуатации.
Выдвижные подножки устанавливаются в положение «Низкая платформа» при выполнении следующих условий:
- переключатель «Разблокирование дверей» на пульте управления установлен в положении «Низкая платформа»;
- шунтирующий переключатель выдвижной подножки в приводе дверей установлен в положение «0» (рабочее состояние);
- электропоезд стоит на месте;
- наружные автоматические двери разблокированы.
При установке переключателя «Разблокирование дверей» на пульте управления в положение «Низкая платформа», независимо от режима управления дверями (индивидуальное или централизованное), открытие дверей осуществляется только после полного выдвижения подножек.
Выдвижные подножки устанавливаются в положение «Высокая платформа» при выполнении следующих условий:
- переключатель «Разблокирование дверей» на пульте управления установлен в положении «Высокая платформа»;
- все двери закрыты.
Если подножка не выдвигается при установке переключателя «Разблокирование дверей» в положение «Низкая платформа», то данная дверь не будет открыта.
4.6.3 Индикация и диагностика состояния наружных автоматических дверей и выдвижных подножек
Индикация состояния наружных автоматических дверей и выдвижных подножек отображается на экране «Состояние дверей» терминала УиД в виде цветовых элементов (таблицы 4.13 и 4.14).
Таблица 4.13 – Индикация состояния наружных автоматических дверей
№ п.п. | Состояние двери (открыто/закрыто) | Состояние двери (заблокировано /разблокировано) | Индикация на мониторе |
1 | Закрыто | Заблокировано | Зеленый |
2 | Приоткрыто с препятствием в створе | Заблокировано | Красный |
3 | Закрыто | Разблокировано | Синий |
4 | Открыто | Разблокировано | Белый |
5 | Открыто – есть препятствие | Разблокировано | Белый |
6 | Открыта аварийным открыванием или сбой связи -красный | Разблокировано | Красный со знаком “?” |
7 | Закрыто | Заблокирована механически спецключом | Черный |
Таблица 4.14 – Индикация состояния выдвижных подножек
№ п.п. | Состояние выдвижной подножки | Индикация на мониторе |
1 | Отсутствует (индивидуальный переключатель находится в положении «Работа без подножки») | Нет полоски |
2 | Задвинута | |
3 | Выдвинута | |
4 | Неисправна |
Диагностические сообщения:
1) Препятствие в двери
Если есть сигнал от БУДВ «Дверь открыта» и «Некорректное положение двери», то на экране «Состояние дверей» дверь отображается белым квадратом и в архив формируется диагностическое сообщение: «Препятствие в двери» с рекомендацией «Превышено количество попыток закрытия. Проверить препятствие в створе».
2) Дверь закрыта с препятствием
Если есть сигнал от БУДВ «Дверь заблокирована» и «Некорректное положение двери», то на экране «Состояние дверей» дверь отображается красным цветом и в архив формируется диагностическое сообщение «Дверь закрыта с препятствием» с рекомендацией «Некорректное положение дверей. Проверить препятствие в створе».
3) Некорректное положение дверей
При появлении сигнала «Некорректное положение двери» и отсутствии сигнала «Дверь заблокирована спецключом» на обоих экранах терминала УиД появляется всплывающее окно «Некорректное положение дверей вагона X. Проверить препятствие в створе. Для закрытия диалогового окна нажмите кнопку Enter». Всплывающее окно исчезает после нажатия кнопки «Enter» на любом из терминалов УиД или пропадания сигнала от БУДВ «Некорректное положение двери».