4.4.1 Общие сведения
Система видеонаблюдения и оповещения пассажиров (СВОП) выполняет следующие функции:
- просмотр изображений с видеокамер;
- запись и хранение изображений с видеокамер;
- автоматическое и ручное воспроизведение речевых сообщений с привязкой к текущему местоположению;
- автоматическое информирование пассажиров посредством светодиодных табло, с привязкой к текущему местоположению;
- экстренная связь пассажиров с машинистом;
- связь между кабинами машиниста;
- автоматическое и ручное оповещение по салонам вагонов речевых и визуальных информационных сообщений рекламного характера.
Режимы работы СВОП:
- Штатный режим – включается автоматически после загрузки программного обеспечения СВОП.
- Ограниченный режим – включается в случае выхода из строя или снижения функциональности элементов системы СВОП.
- Ручной режим – включается вручную или автоматически в случае отсутствии поступления данных от МПСУиД более 60 секунд.
Включение СВОП происходит автоматически при переводе переключателя «Главный контактор аккумуляторной батареи» в положение «Вкл.» и последующего питания низковольтных цепей электропоезда. Отключение СВОП происходит при переводе переключателя «Главный контактор аккумуляторной батареи» в положение «Выкл.» и отсутствии напряжения питания от аккумуляторной батареи.
4.4.2 Монитор управления СВОП
4.4.2.1 Общие сведения
Монитор управления СВОП выполняет следующие функции:
- отображение в режиме реального времени, записанных и хранящихся на сервере СВОП изображений с видеокамер;
- выбор и оповещение подготовленных заранее специальных речевых сообщений в салонах вагонов;
- выбор и отображение на светодиодных табло подготовленных заранее специальных текстов (с оповещением или без оповещения, в зависимости от текста);
- вывод информации системы диагностики всех компонентов системы;
- тестирования системы и настройка языкового меню СВОП;
- включение/отключение автоматического оповещения;
- обеспечение функции обновления программного обеспечения с предоставлением данных (версия системы и ПО, базы данных участков пути);
Графический интерфейс монитора управления СВОП представлен на рисунке 4.3.

Рисунок 4.3 – Графический интерфейс монитора управления СВОП: 1 – кнопка выбора маршрута; 2 – кнопка сервисных функций; 3 – кнопка включения/выключения циклического режима работы видеокамер; 4 – кнопка вывода на экран изображений с фронтальной видеокамеры и наружных видеокамер со стороны разблокированных наружных дверей; 5 – кнопка вывода на экран изображений с внутренних видеокамер; 6 – кнопка вывода на экран изображений с наружных видеокамер; 7 – кнопка выключения подсветки дисплея; 8 – кнопки выбора вагона из состава поезда.
4.4.2.2 Управление СВОП в штатном режиме
Приоритет в управлении СВОП имеет монитор СВОП активной кабины.
Из неактивной кабины использовать монитор управления СВОП можно только в случае запроса и последующего разрешения на управление. В случае согласия, управление передается на 60 секунд. По истечении 60 секунд экран монитора СВОП, которому передавалось управление, блокируется.
После активации кабины управления, при условии поступления данных от МПСУиД в СВОП, активируется главный экран монитора СВОП с последующим отображением изображений со всех наружных видеокамер (рисунок 4.4). При сдвоенном составе электропоездов изображения с наружных видеокамер чередуются с периодичностью 30 секунд (периодичность настраивается). При отсутствии данных от МПСУиД главное окно монитора СВОП будет иметь вид в соответствии с рисунком 4.3.

Рисунок 4.4 – Экран монитора СВОП после активации кабины управления (изображения выводятся с наружных видеокамер)
Изображение с каждой наружной видеокамеры имеет идентификатор с номером вагона и номером видеокамеры. Касание любого из изображений приводит к его увеличению до размеров экрана. При этом циклическое отображение прерывается. Повторное касание возвращает одновременное отображение четырех наружных видеокамер.
Для начала работы СВОП, на экране монитора управления СВОП необходимо нажать кнопку выбора маршрута «». При наличии в СВОП данных от МПСУиД на экране монитора откроется окно выбора маршрута, вид которого представлен на рисунке 4.5. После выбора маршрута окно закрывается и на экране монитора отобразится главный экран СВОП в соответствии с рисунком 4.4.

Рисунок 4.5 – Экран выбора маршрута при наличии данных от МПСУиД
При разблокировке наружных автоматических дверей, в левой части экрана монитора СВОП, выводятся изображения с наружных видеокамер той стороны, с которой разблокированы двери, а в правой части экрана выводятся изображения с головного и хвостового вагонов электропоезда (рисунок 4.6).

Рисунок 4.6 – Экран отображения изображений с внешней и фронтальной видеокамер при разблокировке наружных автоматических дверей
По истечении периода времени от 30 до 180 секунд и достижении скорости 5 км/ч экран монитора управления СВОП гаснет. Для отображения изображения, при скорости от 5 км/ч и выше, необходимо коснуться экрана. Деактивация экрана происходит автоматически через 60 секунд после последнего воздействия на него (продолжительность данного промежутка времени настраивается) либо, воспользовавшись кнопкой выключения подсветки экрана монитора СВОП.
В движении при касании (активации) экрана монитора СВОП на него выводятся изображения со всех наружных видеокамер электропоезда (базовой составное™). При сдвоенном составе электропоездов, изображения с наружных видеокамер чередуются с периодичностью 30 секунд, после этого экран гаснет.
При необходимости просмотра изображений с внутренних видеокамер машинист использует кнопки просмотра изображений с внутренних видеокамер и включения/выключения циклического отображения.
Для включения режима циклической смены изображений с видеокамер необходимо нажать кнопку «». Для отключения режима циклической смены изображений с видеокамер необходимо повторно нажать кнопку «
».
Изображения с внутренних видеокамер одного вагона отображаются на экране монитора СВОП аналогично изображениям с наружных видеокамер электропоезда с периодичностью 20 секунд (рисунок 4.7). При выборе любого из изображений оно увеличивается до размеров экрана. При этом циклическое отображение прерывается.

Рисунок 4.7 – Экран отображения изображений с внутренних видеокамер
Выбрав одну из кнопок составности электропоезда «», на экране монитора СВОП появятся изображения с внутренних видеокамер выбранного вагона.
При нажатии кнопки просмотра изображений с фронтальной видеокамеры и наружных видеокамер «», на экран монитора СВОП выводятся изображения с фронтальной видеокамеры головного и хвостового вагонов, а также изображения с наружных видеокамер головного и хвостового вагонов по правой или по левой стороне электропоезда (поезд базовой составности). При нажатии кнопки включения/выключения циклического отображения, изображения с наружных видеокамер будут чередоваться (правая и левая сторона) с периодичностью 30 секунд.
При сдвоенном составе электропоездов изображения с фронтальных видеокамер сцепленных между собой головных вагонов не воспроизводится. А при нажатии кнопки включения/выключения циклического отображения, изображения с наружной видеокамеры будет чередоваться в следующей последовательности: правая сторона первого электропоезда, правая сторона второго электропоезда, левая сторона первого электропоезда и левая сторона второго электропоезда.
При активации переговорного устройства в салоне, на экране монитора СВОП отобразиться информационное сообщение о поступившем вызове от пассажира с указанием вагона и номера переговорного устройства. При ответе машиниста на экран монитора СВОП выводятся изображения со всех внутренних видеокамер вагона, откуда поступил вызов.
4.4.2.3 Управление СВОП в ручном режиме
При переходе на ручной режим работы, на основной экран монитора СВОП выводится информационное окно с сообщением о подтверждении машинистом включения ручного режима управления (рисунок 4.8).

Рисунок 4.8 – Информационное окно о подтверждении включения ручного режима
Если машинист нажимает кнопку «Отмена», СВОП переходит на 60 секунд в режим ожидания для приема данных от МПСУиД. При положительной передачи данных от МПСУиД, СВОП переходит в штатный режим работы. При отсутствии передачи данных от МПСУиД появляется повторно окно с сообщением о подтверждении машинистом включения ручного режима управления. При отмене ручного управления и отсутствии данных от МПСУиД во второй, СВОП выводит машинисту информационное окно с сообщением о переходе в режим ручного управления без возможности отмены.
При подтверждении информационного сообщения, СВОП переходит в ручной режим работы, и открывается окно в соответствии с рисунком 4.9.
После перехода в режим ручного управления на экране монитора СВОП становится доступным выбор из списка маршрута следования электропоезда.
В окне ручного режима работы СВОП в поле «Ручной ввод» необходимо нажать на поле ввода номера поезда и с помощью открывшейся экранной клавиатуры ввести требующийся номер поезда и нажать кнопку «Выбрать». Далее в окне появится список доступных маршрутов движения для введенного номера поезда.
Выбор маршрута устанавливается по текущей дате и времени в пределах ±30 минут. К выбранному маршруту автоматически привязывается аудиофайлы автоматического голосового оповещения, данные для отображения на мониторе видеоинформирования (МВ) а также текстовая информация для бокового светодиодного табло (БСТ), лобового светодиодного табло (ЛСТ) и салонного светодиодного табло (ССТ).

Рисунок 4.9 – Окно ручного режима работы СВОП
После выбора маршрута откроется окно отображения маршрута в соответствии с рисунком 4.10.

Рисунок 4.10 – Окно отображения маршрута
Окно отображения маршрута разделено на два столбца: «Следующая остановка» и «Текущая остановка». В первом окне располагается список станций выбранного маршрута, при выборе которых (перед отправлением со станции) на БСТ, ЛСТ, ССТ, МВ и в громкоговорителе салона (ГГС) отобразятся и будут озвучены сообщения. При прибытии на станцию и разблокировке наружных автоматических дверей выбираются станции из второго списка, что также приводит к отображению и озвучиванию соответствующей информации.
При выборе любой из станций внизу списка имеются кнопки «Вывести сообщения», нажимая на которые машинист подтверждает сделанный выбор. Для исключения ошибочных действий со стороны машиниста при выборе любой из станций любого списка активна кнопка подтверждения только соответствующего списка.
4.4.2.4 Сервисные функции СВОП
4.4.2.4.1 Общие сведения
Для перехода в окно сервисных функций, необходимо на главном экране монитора СВОП нажать кнопку «». В результате отображается окно с четырьмя кнопками сервисных функций (рисунок 4.11). При этом всегда высвечивается первым окно настройки контрастности дисплея. Управление контрастностью осуществляется при помощи регулятора.

Рисунок 4.11 – Вид окна сервисных функций СВОП: 1 – кнопка регулировки контрастности дисплея монитора СВОП; 2 – кнопка диагностики СВОП; 3 – кнопка просмотра видеоархива; 4 – кнопка вывода специальных сообщений; 5 – регулятор контрастности; 6 – кнопка сохранения выбранных настроек; 7 – кнопка выхода из экрана сервисных функций.
Для подтверждения или сохранения любых выбранных настроек в окне сервисных функций необходимо использовать кнопку «». Для возврата к предыдущему экрану необходимо использовать кнопку «
».
4.4.2.4.2 Диагностика СВОП
Для перехода в окно диагностики, необходимо в окне сервисных функций СВОП нажать кнопку «» (рисунок 4.12). Данное окно имеет четыре вкладки, в которых отображается соответствующая информация.

Рисунок 4.12 – Вид окна диагностики компонентов СВОП: 1 – кнопка вывода списка компонентов СВОП; 2 – кнопка вывода информации о номере версии ПО сервера СВОП; 3 – кнопка списка компонентов СВОП; 4 – кнопка просмотра сообщений от МПСУиД; 5 – кнопка просмотра параметров сети Ethernet СВОП; 6 – кнопка возврата к предыдущему экрану.
Для перехода в окно «Список компонентов», необходимо в окне «Диагностика СВОП» нажать на вкладку со следующим значком «» (рисунок 4.13). В случае наличия в списке компонентов СВОП неисправного оборудования в поле «Состояние» будет проставлена соответствующая отметка.
Для перехода в окно «Сообщений от МПСУиД», необходимо в окне «Диагностика СВОП» нажать на вкладку со следующим значком «». В данном окне отображается соответствующая информация, поступающая от МПСУиД в виде отметок или данных.
Для возврата к предыдущему окну необходимо нажать кнопку «».

Рисунок 4.13 – Окно сообщений от МПСУиД
Для перехода в окно «Просмотр параметров сети Ethernet СВОП», необходимо в окне «Диагностика СВОП» нажать на вкладку со следующим значком «» (рисунок 4.14).
Для возврата к предыдущему окну необходимо нажать кнопку “
“.

Рисунок 4.14 – Окно просмотра параметров сети Ethernet СВОП
Для перехода в окно «Версия ПО сервера СВОП», необходимо в окне «Диагностика СВОП» нажать на вкладку со следующим значком «» (рисунок 4.15).
Для возврата к предыдущему окну необходимо нажать кнопку “
“.

Рисунок 4.15 – Окно с текущей версией ПО сервера СВОП
4.4.2.4.3 Воспроизведение записи с видеокамер
Для использования записей (видеоархива) необходимо в окне сервисных функций нажать кнопку «», в результате откроется окно просмотра видеофайлов видеоархива в соответствии с рисунком 4.16.
Для выбора конкретной видеокамеры необходимо выбрать вагон, нажав на одну из соответствующих кнопок «».
В результате откроется окно в соответствии с рисунком 4.17.
В окне выбора камеры указаны номер вагона и количество установленных видеокамер.
Для выбора нужной видеокамеры необходимо нажать на соответствующий значок пиктограммы с изображением видеокамеры «».
После нажатия на значок окно выбора камеры закроется и откроется окно в соответствии с рисунком 4.16, в котором будет доступен видеоархив видеофайлов выбранной видеокамеры.

Рисунок 4.16 – Окно просмотра видеофайлов видеоархива: 1 – кнопка выбора маршрута; 2 – кнопка сервисных функций; 3 – кнопка ручного управления автоматическим оповещением и выводом текстовых сообщений на БСТ, ЛСТ и ССТ; 4 – кнопка возврата в главное окно к просмотру изображений с видеокамер; 5 – кнопка возврат к первому видеофайлу выбранного видеоархива; 6 – кнопка возврата к предыдущему видеофайлу выбранного видеоархива; 7 – кнопка воспроизведения видеофайла; 8 – кнопка паузы; 9 – кнопка перехода к следующему видеофайлу; 10 – кнопка перехода к последнему видеофайлу выбранного видеоархива; 11 – кнопка перехода к окну выбора видеокамеры соответствующего вагона; 12 – кнопка вывода списка видеофайлов видеоархива выбранной видеокамеры с группировкой по дате; 13 – кнопка выключения подсветки дисплея.

Рисунок 4.17 – Окно выбора камеры для просмотра видеоархива
4.4.2.4.4 Специальные сообщения
Для перехода в окно «Вывод специальных сообщений» необходимо в окне «Сервисных функций СВОП» нажать на кнопку «» (рисунок 4.18). В результате откроется окно с двумя вкладками.

Рисунок 4.18 – Окно вывода специальных сообщений: 1 – кнопка регулировки контрастности дисплея ПУ СВОП; 2 – кнопка диагностики СВОП; 3 – кнопка просмотра видеоархива; 4 – кнопка вывода специальных сообщений; 5 – кнопка вывода списка сообщений; 6 – закладка окна выбора языка оповещения; 7 – кнопка сохранения выбранных настроек; 8 – кнопка выхода из экрана сервисных функций.
Для вывода списка сообщений необходимо нажать на вкладку «». Для вывода сообщений на иностранных языках (на которых будет осуществляться трансляция текстовых и речевых сообщений) необходимо нажать на вкладку «
» (рисунок 4.19).
По умолчанию в СВОП основным языком оповещения установлен русский язык.

Рисунок 4.19 – Окно выбора языков оповещения
В окне выбора языка оповещения предоставляется возможность выбрать языки оповещения от 1 до 4 нажатием на соответствующий значок в виде флага страны., соответствующего языку. После выбора необходимо сохранить выбранные настройки нажатием на кнопку «».
Для вывода специальных сообщений в окне ручного управления, нужно отметить в списке необходимые к выводу сообщения, нажав соответствующие кнопки в наименовании табло, на которые будет осуществлен вывод сообщений и затем нажать кнопку «Отправить».
Для того чтобы в дальнейшем не повторять процедуры выбора сообщений на табло, можно сохранить выбранные настройки, нажав на соответствующую кнопку «».
4.4.3 Переговорное устройство в кабине управления
4.4.3.1 Общие сведения
Переговорное устройство в кабине управления предназначено для выполнения следующих функций:
- обеспечение голосовой связи машиниста с пассажирами через переговорные устройства в салонах электропоезда;
- обеспечение связи между кабинами электропоезда;
- обеспечение выполнения голосовых оповещений салонов;
- передача на монитор управления СВОП активной кабины переговоров для их записи и хранения.
4.4.3.2 Управление переговорным устройством в кабине машиниста
После активации кабины (переключатель «ВУ» в положении «Вкл.») происходит опрос всех переговорных устройств в пассажирских салонах и кабинах машиниста, в том числе и при сдвоенном составе электропоездов. Поступающая информация содержит данные о режимах работы, ошибках и неисправностях.
Связь пассажир машинист происходит в следующем порядке:
- При поступлении сигнала «Вызов» с переговорного устройства салона на пульт управления в кабине машиниста, начинает мигать кнопка «Принять/Отклонить вызов» и выдается звуковой сигнал.
- Если машинист готов принять вызов, то нажимает кнопку «Принять/Отклонить вызов», в результате подсветка кнопки начинает постоянно светиться и в кабине активируется громкоговоритель. Переговорное устройство салона, инициировавшее вызов, переходит в режим работы «Разговор» и зажигается световой индикатор «ГОВОРИТЕ» и пассажир сообщает машинисту цель вызова.
- Для ответа на вызов пассажиру, машинист нажимает и удерживает кнопку «Ответ пассажиру». В результате деактивируется громкоговоритель и активируется микрофон. Кнопка «Принять/Отклонить вызов» на пульте управления продолжает светиться, а кнопка «Ответ пассажиру» на момент удержания начинает светиться. В это время в переговорном устройстве салона, с которого ведется вызов, отключается микрофон и включается встроенный громкоговоритель и на лицевой панели загорается индикатор «СЛУШАЙТЕ».
- Для завершения передачи сообщения, машинист отжимает кнопку «Ответ пассажиру» (подсветка кнопки гаснет) и происходит деактивация микрофона. Далее пассажир может продолжить диалог с машинистом.
- Для завершения связи с пассажиром, машинист повторно нажимает кнопку «Принять/Отклонить вызов». При этом подсветка кнопки выключается. Активированное переговорное устройство салона переходит в режим ожидания.
- Если кнопка «Принять/Отклонить вызов» продолжает мигать, то это говорит о том, что в очереди ожидания приема находиться вызов от другого переговорного устройства салона. Для начала диалога необходимо выполнить пункты со 2 по 5.
- Если машинист не может в данный момент начать диалог с пассажиром, то машинист может отклонить вызов двойным нажатием кнопки «Принять/Отклонить вызов».
Связь между кабинами осуществляется в следующем порядке:
- При нажатии кнопки «Межкабинная связь» в кабине управления, происходит активация микрофона, а в остальных кабинах активируются громкоговорители.
- На пультах управления неактивных кабин начинают светиться кнопки «Межкабинная связь». Для ответа необходимо дождаться прекращения ее свечения, затем нажать кнопку «Межкабинная связь» и удерживая в нажатом состоянии начать передачу сообщения в микрофон.
Оповещение в салоны электропоезда производится в следующем порядке:
- Передача голосового сообщения для пассажиров в салон осуществляется машинистом путем нажатия и удержания кнопки «Оповещение». В результате происходит активация микрофона на пульте управления, а кнопка «Оповещение» на пульте, во время удержания начинает светиться. Пока машинист удерживает кнопку, голосовые сообщения будут слышны во всех вагонах электропоезда.
- Для завершения оповещения салонов, машинист отпускает кнопку «Оповещение». При этом подсветка кнопки выключается, микрофон кабины деактивируется.
4.4.4 Устройство переговорное салонное
4.4.4.1 Общие сведения
Устройство переговорное салонное (СПУ) предназначено для обеспечения экстренной голосовой связи пассажиров с машинистом.
В СПУ предусмотрено игнорирование коротких, случайных нажатий кнопки вызова: СПУ переходит в режим вызова машиниста только в случае нажатия и удержания кнопки вызова не менее 500 мс.
У каждого СПУ имеется уникальный адрес и идентификатор места расположения в составе, которые передаются на монитор управления СВОП. При нажатии пассажиром кнопки «Вызова» СПУ на экран монитора управления СВОП выводится его номер.
На лицевой панели СПУ размещены мнемонические знаки со световой индикацией, соответствующей текущему режиму работы и имеют значения, представленные в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Световые индикаторы переговорного устройства
Пиктограмма | Назначение |
![]() |
Знак вызова машиниста рядом с кнопкой вызова. |
![]() |
«Говорите», световая индикация желтого цвета активируется при принятии сигнала вызова машинистом. |
![]() |
«Ждите», световая индикация красного цвета появляется во время ожидания ответа машиниста, активна с момента нажатия кнопки вызова машиниста до момента ответа машиниста. |
![]() |
«Слушайте», световая индикация зеленого цвета активируется при нажатии на пульте машиниста кнопки. |
4.4.4.2 Управление СПУ
Работа СПУ осуществляется в трех режимах:
1. Нормальный режим работы
Нормальный режим работы устанавливается после включения СВОП и говорит о готовности переговоров с машинистом. На лицевой панели все световые индикаторы погашены, кроме светового индикатора «СЛУШАЙТЕ», который при выполнении опроса СПУ мигает с частотой 1 Гц.
2. Режим вызова
Данный режим запускается после нажатия на лицевой панели на кнопку «Вызов». При активации СПУ световой индикатор «Ждите» начинает активно мигать с частотой 2 Гц (400 мс – свечение, 100 мс пауза – погашен) и на встроенный в СПУ громкоговоритель выдается периодический звуковой сигнал (тональный сигнал частотой 425 Гц). Остальные световые индикаторы во время вызова не горят.
Если в течение 3 минут машинист не отвечает, то СПУ прекращает выдавать звуковые сигналы, и остается в режиме вызова. Если пассажир повторно нажимает кнопку, то звуковые сигналы возобновляются на 3 минуты.
СПУ находится в режиме вызова неограниченно долго до ответа машиниста. После ответа машиниста, СПУ переходит в режим разговора.
3. Режим разговора
В режим разговора СПУ переходит в момент нажатия кнопки «Вызов», при этом световой индикатор «Ждите» не горит. Далее выполняется диалог между машинистом и пассажиром. Когда машинист говорит, из встроенного в СПУ громкоговорителя выводится голосовое сообщение. В этот момент времени микрофон СПУ отключен, световой индикатор «Говорите» не горит, а световой индикатор «Слушайте» горит зеленым цветом. Как только машинист прекращает говорить, отключается встроенный громкоговоритель СПУ, включается встроенный в СПУ микрофон, световой индикатор «Говорите» горит желтым цветом, а световой индикатор «Слушайте» не горит. В этот момент времени пассажир может сообщить информацию машинисту.
Все описанные действия выполняются по командам машиниста -пассажир не нажимает кнопку «Вызов». В режиме разговора нажатия на кнопку «Вызов» СПУ игнорируются и не приводят ни к каким-либо действиям или изменениям текущего режима работы.
Завершение режима «Разговор» выполняется по команде машиниста. СПУ переходит в нормальный режим работы.