Назначение
Для соединения высоковольтной цепи напряжения 3 кВ электропоезда с силовой цепью локомотива постоянного тока, с каждой стороны головного вагона под фронтальной маской установлены две штепсельные розетки и две распределительные коробки, от которых идут гибкие кабеля, имеющие на конце штепсель (рисунок 19.1). Штепсель, не вставленный в розетку электровоза, помещается в специальный холостой приемник (рисунок 19.2) и в этом положении фиксируется на замок ключом.
ВНИМАНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ВНЕШНИЕ СОЕДИНИТЕЛИ 3 кВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА С ЭЛЕКТРОВОЗОМ НА УЧАСТКАХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ПЕРЕМЕННЫМ ТОКОМ НАПРЯЖЕНИЕМ 27 кВ

Рисунок 19.1 – Аппараты высоковольтного соединения: 1 – розетка; 2 – холостой приемник; 3 – штепсель.

Рисунок 19.2 – Общий вид холостого приемника: 1 – корпус; 2 – кронштейн; 3 – крышка; 4 – замок.
Устройство
Штепсельная розетка (рисунок 19.3) состоит из корпуса, в котором помещен изолятор, и кожуха. К изолятору шпильками прикреплен держатель, а к последнему винтом – контакт. Контакт имеет прорези и обвит пружиной. Внутрь кожуха вставлен цилиндрический изолятор. Конец подводящего кабеля зажимается накладкой и держателем.

Рисунок 19.3 – Розетка со штепселем: 1 – кожух; 2 – силовой контакт; 3 – ось; 4 – замок; 5 – запор; 6 – крышка замка; 7 – цапфа; 8 – поворотная крышка; 9 – пружина; 10 – изолятор; 11 – пружина; 12 – винт; 13 – держатель; 14 – шпилька; 15 – накладка; 16 – крышка; 17 – изолятор; 18 – корпус розетки; 19 – силовой контакт; 20, 23 – изоляция; 21 – держатель; 22 – кабель; 24 – чехол; 25 – бандаж; 26 – патрон; 27 – изоляционный цилиндр; 28 – колпачок.
Корпус со стороны ввода кабеля закрыт крышкой, с противоположной стороны кожух закрывают поворотной крышкой, которая в открытом положении и вставленном в розетку штепселе своим хвостовиком «А» запирает штепсель. Хвостовик «Б» в закрытом положении поворотной крышки удерживается концом пружины. Чтобы обеспечить безопасность обслуживающего персонала, поворотную крышку запирают ключом в закрытом или открытом положении: ключ вставляют в запор, выступ которого входит в один из пазов цапфы, жестко соединенной с поворотной крышкой. Отверстие для ключа в корпусе замка закрывают крышкой, на которую действует пружина, помещенная на оси.
Контакт штепселя помещен в изоляционном цилиндре, который ввернут в патрон. Последний в свою очередь ввернут в держатель. К контакту 1 подведен конец гибкого кабеля, имеющего изоляцию на 4000 В. Между кабелем и цилиндром проложена изоляция. Вдоль кабеля на его поверхности уложено два заземляющих провода, соединенных с держателем и кузовом электропоезда. Вне штепселя эти провода помещены между кабелем и чехлом. Последний закреплен бандажами. На конце контакта укреплен колпачок, закрывающий торец контакта. Контакты штепселя и розетки рассчитаны на номинальный ток 250 А.
Схема расположения штепселей и розеток на электропоезде приведена на рисунке 19.4.

Рисунок 19.4 – Схема расположения штепселей и розеток на электропоезде
Для исключения попадания воды, снега и обледенения штепсель высоковольтных соединений закрывается чехлом (рисунок 19.5) из полотна водонепроницаемого материала. Верхняя кромка чехла стальным тросом крепится к корпусу холостого приемника. Трос фиксируется разъемным зажимом. Нижняя кромка чехла зажимается стяжным ремнем вокруг держателя штепселя. Ремень фиксируется пружинным замком.

Рисунок 19.5 – Чехол штепселя: 1 – полотно; 2 – ремень; 3 – зажим для троса; 4 – люверс металлический; 5 – полукольцо; 6 – трос металлополимерный; 7 – зажим; 8 – замок пружинный.