При автоматическом пневматическом или электропневматическом торможении, сжатый воздух поступает в цилиндр служебного торможения. Поршень, через хвостовик воздействует на рычаг, который поворачивает эксцентриковый вал и закрепленный на его цапфе тормозной рычаг переводится в положение торможения.
Благодаря соединению тормозных рычагов при помощи автоматического регулятора, в положение торможения переводится и противоположный тормозной рычаг. Тормозные накладки прижимаются к тормозному диску.
Если зазор между тормозными накладками и тормозным диском равен установленному значению, автоматический регулятор, за счет тормозного усилия двух тормозных рычагов, представляют собой жесткую конструкцию, и, несмотря на то, что хвостовик поршня воздействует на перекидной рычаг и нажимную штангу, шпиндель не проворачивается.
Если зазор между тормозными накладками и тормозным диском больше установочного значения, ход поршня цилиндра служебного торможения увеличивается и шток воздействует на перекидной рычаг, сжимая буферную пружину. Поворачиваясь вокруг своей оси, двуплечий перекидной рычаг приводит в действие нажимную штангу, которая входит в зацепление с муфтой автоматического регулятора и вращает шпиндель. При этом выполняется аксиальное движение трубной гайки и увеличивается длина автоматического регулятора. Вследствие увеличения длины автоматического регулятора, уменьшается зазор между накладками и тормозным диском.
При износе тормозных накладок или тормозных дисков, шток поршня воздействует на перекидной рычаг и с силой сжимает буферную пружину, в результате чего ось вращения перекидного рычага смещается. Однако, вследствие тормозного усилия, регулятор не может выполнить регулировку зазора. При отпуске тормозов, тормозное усилие снижается, и буферная пружина смещает перекидной рычаг в исходное положение, в результате чего происходит перемещение нажимной штанги и вращение шпинделя. Вследствие увеличения длины автоматического регулятора компенсируется износ тормозных накладок или тормозных дисков.
При отпуске стояночного пружинного тормоза, сжатый воздух поступает в цилиндр стояночного тормоза, поршень, преодолевая усилие пружины, перемещается влево и воздействует на вытяжную шпонку. Поступательное движение вытяжной шпонки преобразуется кривошипом во вращательное движение и приводной вал, через рычаг, поворачивает эксцентриковый вал с цапфой против часовой стрелки. Тормозные рычаги клещевого механизма переходят в положение отпуска.
При снижении давления сжатого воздуха в цилиндре, поршень, под действием пружины, начинает перемещаться вправо вместе со шпинделем, резьбовой гайкой и закрепленной на ней вытяжной шпонкой. Поступательное движение вытяжной шпонки преобразуется кривошипом во вращательное движение и приводной вал, через рычаг, поворачивает эксцентриковый вал с цапфой по часовой стрелке. Тормозные рычаги, поворачиваясь навстречу друг другу, прижимают тормозные накладки к тормозному диску и переходят в положение торможения. При этом собачка входит в паз шестерни резьбовой гайки и блокирует ее свинчивание со шпинделя.
При необходимости отпуска стояночного тормоза, при отсутствии сжатого воздуха, необходимо разблокировать рукоятку и потянуть за трос управления на себя. При этом аварийный рычаг, воздействуя на толкатель, разблокирует шестерню и под действием пружины отпуска, резьбовая гайка начнет скручиваться со шпинделя, перемещая вытяжную шпонку вправо. Поступательное движение вытяжной шпонки преобразуется кривошипом во вращательное движение и приводной вал, через рычаг, поворачивает эксцентриковый вал с цапфой против часовой стрелки. Тормозные рычаги клещевого механизма переходят в положение отпуска.