3.4.1 Общие сведения
Питание низковольтных потребителей от АБ контролируется центральным блоком управления (ЦБУ). ЦБУ обеспечивает регулирование нагрузки на АБ, путем поэтапного (ступенчатого) отключения низковольтных потребителей, что исключает быструю разрядку АБ (таблица 3.4).
Таблица 3.4 – Ступени отключения потребителей при питании от АБ
Ступень отключения | Отключение потребителей |
Ступень «1» | Происходит отключение потребителей, подключенных к шине питания АБ Л1 при условии:
|
Ступень «2» | Происходит отключение всех потребителей, подключенных к шинам питания АБ Л1 и АБ Л2 при условии:
Возможно включение аварийных систем напрямую от АБ. |
При запуске ступени «1», происходит полное отключение потребителей от АБ, но при этом сохраняется возможность включения аварийных систем.
Дополнительно для исключения быстрой разрядки АБ, отключение низковольтных потребителей может производиться вручную независимо от ступеней «1» и «2», при помощи управляющих действий со стороны обслуживающего персонала, путем установки переключателей, расположенных в кабине управления («Линии питания АБ Л1, АБ Л2» и «Питание шин от АБ»). В этом случае обслуживающий персонал принимает самостоятельные решения по отключению потребителей от АБ в зависимости от сложившейся ситуации и условий.
Аварийные системы переводятся во включенное состояние из кабины управления путем перевода переключателя «Линии питания АБ Л1, АБ Л2» в положении «Откл.» и находятся в работоспособном состоянии до того момента, пока не будет выполнено одно из следующих действий:
- переключатель «Линии питания АБ Л1, АБ Л2» переведен в положение «Вкл.»;
- четырехгранный выключатель «Питание шин от АБ» установлен в положение «Выкл.»;
- сработало реле минимального напряжения в ПСН (выполняется автоматически без участия обслуживающего персонала).
Для исключения глубокого разряда АБ, на электропоезде реализована функция «Принудительное отключение потребителей при сильно разряженной АБ». Данная функция запускается автоматически, посредством включения реле минимального напряжения при достижении на АБ напряжения ниже граничного значения. В результате, независимо от ступеней «1» и «2», происходит отключение всех потребителей напряжением 110 В.
Во всех случаях, когда напряжение на АБ достигло минимальных граничных значений или АБ не заряжается по причине неисправности оборудования, на экран терминала УиД выводятся диагностические сообщения.
3.4.2 Приведение электропоезда в рабочее состояние при штатном отключении АБ
В случае отключения низковольтных потребителей от АБ системой управления (ступень «1») или АБ была отключена обслуживающим персоналом при помощи переключателей «Линии питания АБ Л1, АБ Л2» и «Питание шин от АБ», то приведение электропоезда в рабочее состояние производится штатным порядком (таблица 3.1).
3.4.3 Приведение электропоезда в рабочее состояние при отключении АБ через реле минимального напряжения
В случае отключения шин питания через реле минимального напряжения по причине разрядки АБ, то для приведения электропоезда в рабочее состояние с питанием от контактной сети необходимо выполнить следующие действия:
- перевести АЗВ низковольтных потребителей, не участвующих и не оказывающих влияние на работу систем управления и тягового оборудования в положение «Выкл.» (освещение, обогрев, вентиляция, комплекс БЛОК);
- перевести переключатель «Линии питания АБ Л1, АБ Л2» в положение «Вкл.» с выдержкой в данном положении не менее 15 с. Задействование данного переключателя приводит к шунтированию реле минимального напряжения, включению ЦБУ и запуску режима «Перевод во включенное состояние со слабозаряженной батареей». В результате обеспечивается питание низковольтных потребителей от АБ напряжением 110 В;
- активировать кабину управления в течении 100 с после запуска ЦБУ, путем поворота ключа в «Выключателе управления» в положение «Вкл.»;
- перевести переключатель «Токоприемник» в положение «Поднят». В результате происходит подъем только одного токоприемника (если в пневматической цепи управления токоприемника отсутствует давление сжатого воздуха необходимого для его подъема, происходит автоматический запуск вспомогательного компрессора);
- перевести переключатель «БВ/ГВ» в положение «Вкл.». В результате выполняется включение одного БВ/ГВ с последующим запуском ТП и ПСН. АБ переходит в режим заряда и начинает получать питание от ЗУ АБ, при этом стрелка вольтметра в кабине управления должна отклониться в сторону увеличения напряжения, что будет свидетельствовать о заряде АБ.
ВНИМАНИЕ! ОТСУТСТВИЕ ЗАРЯДКИ АБ ПРИ РАБОТЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ОТ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ИЛИ ВНЕШНЕГО ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕШТАТНОЙ (АВАРИЙНОЙ) СИТУАЦИЕЙ, ПОСЛЕДСТВИЯ КОТОРОЙ МОГУТ БЫТЬ КРИТИЧНЫМИ И ПОВЛИЯТЬ НА РАБОТУ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА.
Если АБ разряжена настолько сильно, что оставшейся емкости не хватает на подъем токоприемника и включения БВ/ГВ, то дальнейшая эксплуатация электропоезда не возможна. Электропоезд закрепляется согласно требований действующих нормативных документов ОАО “РЖД” и приводится в нерабочее (недействующее) состояние с готовностью сцепления со вспомогательным локомотивом.
3.4.4 Приведение электропоезда в рабочее состояние при разряженной АБ с подключением питания от внешнего источника
3.4.4.1 Произвести запуск электропоезда одним из следующих перечисленных способов:
1) Вставить ключ в «Выключатель управления» (ВУ) и повернуть в положение ВКЛ. Подключить внешний источник питания трехфазного переменного тока напряжением 380 В к специальному разъему ПСН (рисунок 3.1). После подачи напряжения от внешнего источника, питание подается на потребители, подключенные к цепям управления, будет происходить зарядка АБ. После подключения источника питания к разъему ПСН блокируется режим работы электропоезда от контактной сети. Запуск электропоезда произвести после зарядки АБ.

Рисунок 3.1- Расположение на ПСН разъема для подключения внешнего источника питания 380В: 1 – разъем подключения внешнего источника питания
2) Проверить отключенное состояние систем микроклимата всех вагонов, освещения салонов, СВОП, пожарной сигнализации, Wi-Fi, БЛОК. Подать питание 110 В на аккумуляторную батарею неисправного электропоезда от бортовой сети другого подвижного состава, отвечающему требованиям питающей бортовой сети электропоезда или внешнего источника питания напряжением 110 В. Подключение необходимо произвести к разъему, расположенному в контейнере аккумуляторной батареи (поз. 1, рисунок 3.2) с левой стороны вагона 2 типа. Для этого необходимо использовать провод сечением 25 мм и штекер Schaltbau LV160/250-N-P50/25-2-0-LO-H3.

Рисунок 3.2- Расположение разъема для зарядки АБ: 1 – разъем для зарядки АБ от внешнего источника 110В.
3) Проверить отключенное состояние систем микроклимата всех вагонов, освещения салонов, СВОП, пожарной сигнализации, Wi-Fi, БЛОК. Подать питание 110 В от внешнего источника питания на клеммную рейку ХТ01 шкафа +115 (рисунок 3.3), для чего, необходимо:
- установить временные перемычки между клеммами 9-14 и 12-17;
- от внешнего источника питания, при помощи проводов, сечением не менее 6 мм2, подать питание «плюс» на клемму 8, а клемму 11 соединить с «минусом» источника питания. При отсутствии требуемой длины «минусового» провода, допускается соединить его на корпус.

Рисунок 3.2 – Подключение питания 110 В в шкафу 115
При проведении данных работ необходимо соблюдать требования правил охраны труда и техники безопасности.
Далее запустить поезд в соответствии с п. 3.1 настоящего руководства.