Оборудование поездной радиосвязи применяется для организации поездной, станционной, ремонтно-оперативной связи, а также для передачи данных в информационно-управляющих системах электропоездов. Оборудование поездной радиосвязи предназначено для служебных переговоров диспетчеров, дежурных по станциям и других работников, связанных с движением поездов с локомотивной бригадой электропоезда.
Пользуясь радиосвязью, диспетчер может оперативно руководить движением поездов, передавать поездным бригадам указания об изменении скорости, уточнять местоположение поезда на перегоне, выяснять причины его задержки и проводить другие мероприятия по введению в график опаздывающих поездов. Дежурные по станции могут предупреждать машинистов о приеме поезда на боковой путь, времени отправления поезда со станции, возникновении аварийной обстановки, требующей экстренной остановки поезда, и передавать другие сообщения, способствующие повышению оперативности работы и безопасности движения на станциях и прилегающих перегонах.
Для организации поездной радиосвязи на электропоезде используются:
- ) Радиостанция трех-диапазонная для передачи речи РЛСМ-10-09-Д, которая состоит из следующих блоков:
- модульный блок радиооборудования МБР-06-Д;
- пульты управления ПУ2 с микротелефонными трубками МТТ (установлены в пульте машиниста).
- ) Радиостанция передачи данных РЛСМ-10-66 которая состоит из модульного блока радиооборудования МБР-66 (шкаф 114).
- ) Громкоговоритель (установлен на потолке кабины машиниста).
- ) Антенна АЛМ/2.130, которая включает в свой состав модуль компенсации и согласования МКС-1 (установлен в потолочной части служебного тамбура) и адаптер питания коаксиальный АПК-12 (шкаф 114).
Модульный блок радиооборудования соединяется с антенной АЛ2/160/900-2500/Н через дуплексный фильтр ДФ-160/Р8К (установленный в шкафу приборов безопасности 114), а также с антенной АЛМ/2.130 посредством модуля компенсации и согласования МКС-1 и адаптера питания коаксиального АПК-12.
Радиостанция обеспечивает:
- установление соединений и ведение переговоров с помощью пультов управления и внешнего громкоговорителя;
- подключение регистратора переговоров;
- взаимодействие с аппаратурой телеуправления и телесигнализации (ТУ-ТС) и речевыми информаторами в диапазонах КВ и УКВ;
- передачу диагностической информации по стыку RS-232;
- диагностику состояния блоков и узлов от пультов управления;
- дистанционный контроль работоспособности от СТОР-1М или системы мониторинга стационарной радиостанции.
Внешний вид радиостанции приведен на рисунке 5.1.

Рисунок 5.1 – Радиостанция РЛСМ-10-09-Д
Структура системы поездной радиосвязи
На рисунке 5.2 представлена структура системы поездной радиосвязи.

Рисунок 5.2 – Структура системы поездной радиосвязи
Система поездной радиосвязи установлена в вагонах 1 и 5 электропоезда и может работать в следующих диапазонах частот:
- 2,13 МГц – передача речевых сообщений;
- 160 МГц – передача речевых сообщений (стандарт DMR);
- 160 МГц – передача диагностических данных системы управления (стандарт DMR);
- 900 МГц – цифровая система радиосвязи GSM-R (передача диагностических данных системы управления) (опционально);
- 900 МГц – передача речи в стандарте GSM-R (опционально).
Расположение компонентов поездной радиосвязи
Расположение компонентов поездной радиосвязи в вагонах и их количество представлено в таблице 5.1.
Таблица 5.1 Компоненты системы поездной радиосвязи
Компоненты | Головной вагон 1 | Вагон 2 | Вагон 3 | Вагон 4 | Головной вагон 5 |
Блок МБР-06-Д (состав РЛСМ-10-09-Д) | 1 | – | – | 1 | |
Блок МБР-66 (состав РЛСМ-10-66) | 1 | – | – | 1 | |
Пульт управления ПУ2 (состав РЛСМ-10-09-Д) | 2 | – | – | 2 | |
Микротелефонная трубка (состав РЛСМ-10-09-Д) | 2 | – | – | 2 | |
Дуплексный фильтр ДФ-160/Р8К | 1 | – | – | 1 | |
Громкоговоритель (состав СВОП) | 1 | – | – | 1 | |
Модуль компенсации и согласования МКС-1 (состав АЛМ/2.130) | 1 | – | – | – | 1 |
Адаптер питания коаксиальный АПК-12 (состав АЛМ/2.130) | 1 | – | – | – | 1 |
Модуль развязки каналов МРК-160/900 (состав АЛ2/160/900-2500/Н) | 1 | – | – | – | 1 |
Антенна АЛМ/2.130 | 1 | – | – | – | 1 |
Антенна АЛ2/160/900-2500/Н | 1 | – | – | – | 1 |
Антенна АЛ2/460/900* | 1 | – | – | – | 1 |
«*» устанавливается опционально. |
Модульный блок радиооборудования
Модульные блоки радиооборудования МБР-06-Д и МБР-66 (рисунок 5.3 и 5.4) установлены в шкафах приборов безопасности и предназначены для объединения всех компонентов радиостанции.
Блок МБР-06-Д состоит из:
- системного модуля СМР-11;
- модуля питания МПВ2-110;
- приемопередатчика Ml111-023 КВ диапазона;
- приемопередатчика МПП-160Д МВ диапазона;
- приемопередатчика МПП-GSM ДМВ диапазона.

Рисунок 5.3 – Модульный блок радиооборудования МБР-06-Д

Рисунок 5.4 – Модульный блок радиооборудования МБР-66
Блок МБР-66 состоит из:
- системного модуля СММ-01;
- модуля питания МПВ1-110;
- приемопередатчика М1Ш-160Д МВ диапазона;
- приемопередатчика МПП-GSM ДМВ диапазона.
Электропитание модульных блоков радиооборудования осуществляется от бортовой сети напряжением 110 В постоянного тока, с допускаемыми отклонениями -25% и +30%.
Технические характеристики модульного блока радиооборудования МБР указаны в таблице 5.2.
Таблица 5.2 Технические характеристики модульного блока радиооборудования МБР
Наименование параметра | Блок МБР-06-Д | Блок МБР-66 |
Пределы напряжения питания блока | от ±40 В до ±155 В | от ±35 В до ±155 В |
Рабочая температура окружающей среды, °C:
|
-40 |
|
Температура окружающей среды, °C при относительной влажности воздуха 93 % | 40 | |
Синусоидальная вибрация:
|
от 10 до 100 |
|
Механические удары при эксплуатации, пиковое ударное ускорение, м/с2: | 250 |
Модуль компенсации и согласования МКС-1
МКС-1 установлен в потолочной части служебного тамбура, возле проходного изолятора и предназначается для согласования параметров усилителя мощности радиопередатчика и антенны.
Общий вид, габаритные и установочные размеры указаны на рисунке 5.5.

Рисунок 5.5 – Модуль компенсации и согласования МКС-1
Пульт управления радиостанции
Пульт управления радиостанции обеспечивает ведение переговоров, индикацию режимов работы, а также управление радиостанцией (настройка, выбор диапазонов частот и каналов).
Общий вид пульта управления ПУ2 представлен на рисунке 5.6.

Рисунок 5.6.1 – Пульт управления с микротелефонной трубкой
Дополнительный пульт управления
Дополнительный пульт управления радиостанции устанавливается на пульте машиниста для помощника машиниста.
Общий вид дополнительного пульта управления ДП2 представлен на рисунке 5.6.

Рисунок 5.6.2 – Дополнительный пульт управления
Громкоговоритель
Громкоговоритель располагается на потолке кабины машиниста за декоративной решеткой. Громкоговоритель предназначен для воспроизведения речи при работе радиостанции. Технические характеристики громкоговорителя представлены в таблице 5.3.
Внешний вид громкоговорителя приведен на рисунке 5.7.

Рисунок 5.7 – Громкоговоритель
Таблица 5.3 Технические характеристики громкоговорителя
Наименование | Значение |
Номинальная нагрузка, Вт | 40 |
Импеданс, Ом | 8 |
Диапазон передачи, Гц | от 70 до 16000 |
Степень защиты | IP 65 |
Рабочий диапазон температур, °C | от минус 40 до плюс 80 |
Вес, кг | 0,29 |
Антенны
На крышах головных вагонов электропоезда установлены антенны для радиостанций диапазонов (рисунок 5.8):
- 2,13 МГц;
- 160 МГц;
- 900 МГц (GSM-R).

Рисунок 5.8 – Расположение антенн на крыше головного вагона: 1 – антенна АЛ2/460/900/Н; 2 – монтажное пространство под антенну АЛ2/460/900; 3 – антенна АЛ2/160/900-2500/Н; 4 – монтажное пространство под антенну АЛЗ/800-3400; 5 – антенна гектометровых волн АЛМ/2.130; 6 – монтажное пространство под антенну АЛ 1/160/Н
Антенна АЛ2/160/900-2500/Н
Антенна АЛ2/160/900-2500/Н предназначена для работы на подвижных объектах железнодорожного транспорта совместно с устройствами для передачи данных в метровом диапазоне волн, в стандартах GSM-R/GSM900/GSM1800, а также в составе систем определения местоположения стандартов ГЛОНАСС/GPS.
Антенна АЛ2/160/900-2500/Н в диапазоне 160 МГц используется совместно радиостанцией передачи речи РЛСМ-10-09-Д и радиостанцией передачи данных РЛСМ-10-66. Подключение к радиостанциям производится через дуплексный фильтр ДФ-160/Р8К. Антенна АЛ2/160/900-2500/Н диапазона 900 МГц (стандарт GSM-R) используется радиостанцией стандарта GSM-R (РЛСМ-10-09-Д) опционально.
Внешний вид антенны АЛ2/160/900-2500/Н представлен на рисунке 5.9.

Рисунок 5.9 – Антенна локомотивная АЛ2/160/900-2500/Н
Технические характеристики антенны АЛ2/160/900-2500/Н представлены в таблице 5.4.
Таблица 5.4 Технические характеристики антенны АЛ2/160/900-2500/Н
Наименование | Значение | |
Рабочий диапазон частот, МГц | от 151,7 до 156,0 от 850 до 990 от 1350 до 2500 | |
Усиление по отношению к четвертьволновому излучателю в рабочей полосе частот, dB | (151,7-156,0) МГц | 0 |
(850 – 990) МГц | 3,8 | |
(1350- 1710) МГц | 3,0 | |
(1710-2500) МГц | 2,4 | |
Масса, не более, кг | 3,2 | |
Входное сопротивление, Ом | 50 | |
Рабочий диапазон температур, °C | от минус 50 до плюс 60 | |
Допустимая скорость ветра, м/с | 120 |
Антенна АЛМ/2.130
Антенна гектометрового диапазона ГМВ (рисунок 5.10) используется для работы приемопередатчика гектометрового радиочастотного диапазона радиостанции передачи речи РЛСМ-10-09-Д.

Рисунок 5.10 – Антенна АЛМ/2.130
Технические характеристики антенны АЛМ/2.130 представлены в таблице 5.5.
Таблица 5.5 Технические характеристики антенны АЛМ/2.130
Наименование | Значение |
Волновое сопротивление, Ом | 50 |
КСВ в диапазоне от 2130 до 2150 кГц, не более | 2 |
Макс, допустимая подводимая к антенне мощность, Вт | 25 |
Температура рабочая, °C | от минус 50 до плюс 60 |
Степень защиты | IP66 |
Вес, кг | 9,0 |
Антенна АЛЗ/800-3400/Н
Для передачи информации системы информирования пассажиров в диапазонах частот 760 – 3400 МГц используется антенна AЛ3/800-3400/H (рисунок 5.11).

Рисунок 5.11 –Антенна АЛ3/800-3400/Н
Антенна АЛ2/460/900/Н
Для передачи информации комплекса БЛОК в диапазонах 400 МГц (TETRA) и 900 МГц (GSM-R), а также для передачи речи в диапазоне 900 МГц (GSM-R) по радиостанции РВС-1, используется антенна АЛ2/460/900/Н (рисунок 5.12).

Рисунок 5.12 –Антенна АЛ2/460/900/Н
Дуплексный фильтр ДФ-160/Р8К
Общий вид дуплексного фильтра ДФ-160/Р8К представлен на рисунке 5.13.

Рисунок 5.13 – Дуплексный фильтр ДФ-160/Р8К
Восьмиэлементный дуплексный фильтр полосно-режекторного типа модели ДФ-160/Р8К предназначен для обеспечения развязки передающего и приемного каналов в системах связи дуплексного типа с частотным разделением сигналов и располагается в шкафах приборов безопасности.
Технические характеристики ДФ-160/Р8К указаны в таблице 5.6.
Таблица 5.6 Технические характеристики дуплексного фильтра ДФ-160/Р8К
Наименование | Значение |
Диапазон рабочих частот, МГц | от 151,7 до 156,0 |
Разнос частот (прием-передача), МГц, не менее | 1 |
Макс, подводимая мощность (непрерывная), Вт | 150 |
Потери в канале Вход ВК – антенна, дБ, не более | 2 |
Потери в канале Вход ВК – антенна, дБ, не более | 2 |
Подавление сигнала в соседнем канале (вход ВК), дБ, не менее | 50 |
Подавление сигнала в соседнем канале (вход НК), дБ, не менее | 70 |
КСВ по входам, не более | 1:1,5 |
Импеданс, Ом | 50 |
Температура рабочая, °C | от минус 40 до плюс 60 |
Габариты (В×Ш×Д), мм | 110×205×620 |
Вес, кг, не более | 7,3 |
Антенно-согласующее устройство (АСУ)
Внешний вид антенно-согласующего устройства представлен на рисунке 5.14.

Рисунок 5.14 – Общий вид АСУ
АСУ устанавливаются на потолке за обшивкой кабины, возле проходного изолятора и обеспечивает согласование приемопередатчика с локомотивной антенной гектометрового диапазона, имеющей индуктивный характер входного сопротивления.
В составе АСУ есть индикаторный прибор, предназначенный для контроля качества согласования с антенной.