4.11.1 Общие сведения
При подключении питания силовой цепи электропоезда к внешнему источнику питания напряжением ЗкВ (далее – источник) сохраняется функционирование всех систем жизнеобеспечения электропоезда.
Для подключения питания силовой цепи электропоезда от внешнего источника на головных вагонах электропоезда установлены две штепсельные розетки и два гибких кабеля, имеющих на конце штепселя. В нерабочем положении штепселя находятся в холостых приемниках и фиксируются. Для исключения попадания воды, снега и обледенения штепсель высоковольтных соединений закрывается чехлом из полотна водонепроницаемого материала. Верхняя кромка чехла стальным тросом крепится к корпусу холостого приемника. Трос фиксируется разъемным зажимом. Нижняя кромка чехла зажимается стяжным ремнем вокруг держателя штепселя. Ремень фиксируется пружинным замком. Со стороны машиниста расположены розетка «плюс» и штепсель «минус», со стороны помощника машиниста расположены розетка «минус» и штепсель «плюс». Схема расположения штепселей и розеток 3 кВ на головных вагонах электропоезда показана на рисунке 4.56.
Силовые кабеля 3 кВ от электропоезда через штепселя 1.02.Х11 (плюсовая шина) и 1.02.Х13 (минусовая шина) подключаются к источнику с соблюдением полярности.

Рисунок 4.56 – Схема расположения штепселей и розеток 3 кВ на головных вагонах электропоезда
ВНИМАНИЕ!
ШТЕПСЕЛЯ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ В ЗАПЕРТЫХ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ РОЗЕТКАХ ИЛИ В ХОЛОСТЫХ ПРИЕМНИКАХ. В ДРУГИХ МЕСТАХ НАХОЖДЕНИЕ ШТЕПСЕЛЕЙ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
ПРИ НАЛИЧИЕ НАПРЯЖЕНИЯ В ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЦЕПИ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА (ПОДНЯТЫХ ТОКОПРИЕМНИКАХ, ПОДКЛЮЧЕННОМ ВНЕШНЕМ ИСТОЧНИКЕ ПИТАНИЯ), КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВЫНИМАТЬ ШТЕПСЕЛИ ИЗ ХОЛОСТЫХ ПРИЕМНИКОВ ИЛИ ОТКРЫВАТЬ КРЫШКИ РОЗЕТОК.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ОТКЛЮЧЕНИЕ ИСТОЧНИКА К ЭЛЕКТРОПОЕЗДУ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РАЗРАБОТАННЫХ И УТВЕРЖДЕННЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ. ДАННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ СПЕЦИАЛИСТЫ, НАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДАННОГО ВИДА РАБОТ, А ТАКЖЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА К ИСТОЧНИКУ ПИТАНИЯ НАПРЯЖЕНИЕМ 3 КВ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ВНЕШНИЕ СОЕДИНИТЕЛИ 3 КВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА С ЭЛЕКТРОВОЗОМ НА УЧАСТКАХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ПЕРЕМЕННЫМ ТОКОМ НАПРЯЖЕНИЕМ 27 КВ.
Соединение и рассоединение межпоездных высоковольтных соединителей производится в диэлектрических перчатках, при опущенных токоприемниках на электропоезде и отсутствие напряжения на внешнем источнике питания напряжением 3 кВ.
4.11.2 Подключение питания силовой цепи электропоезда к внешнему источнику питания напряжением 3 кВ.
Высоковольтная цепь головного вагона электропоезда с внешним источником питания напряжением 3 кВ должна соединяться двумя высоковольтными кабелями, для чего штепселя кабелей головного вагона электропоезда вставляются в розетки внешнего источника питания с использованием специального ключа.
С момента подключение высоковольтных кабелей к розеткам, высоковольтная цепь электропоезда считается под высоким напряжением.
После отсоединения межпоездных высоковольтных соединителей от внешнего источника питания напряжением 3 кВ, штепселя высоковольтных соединений должны быть плотно вставлены в соответствующие холостые приемники и заперты ключом. Высоковольтные розетки должны быть закрыты крышками и заперты ключом.
ВНИМАНИЕ:
НА КАЖДОМ ЭЛЕКТРОПОЕЗДЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТОЛЬКО ОДИН КЛЮЧ ОТ РОЗЕТОК МЕЖПОЕЗДНЫХ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ СОЕДИНИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЙ ПРИ ОТСУСТВИИ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ИСТОЧНИКУ ПИТАНИЯ НАПРЯЖЕНИЕМ 3 кВ ДОЛЖЕН ХРАНИТЬСЯ В МЕСТЕ, ОПРЕДЕЛЕННОМ РУКОВОДЯЩИМ ДОКУМЕНТОМ ВЛАДЕЛЬЦА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ.
ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИМЕТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛИЧНЫЕ (НЕЗАКРЕПЛЕННЫЕ ЗА ЭЛЕКТРОПОЕЗДОМ) КЛЮЧИ ОТ РОЗЕТОК МЕЖПОЕЗДНЫХ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ СОЕДИНИТЕЛЕЙ.
При питании силовой цепи электропоезда от внешнего источника питания напряжением 3 кВ, на электропоезде могут быть выбраны следующие состояния:
- «Эксплуатация»;
- «Пересылка».
Выбор типа состояния при питании от внешнего источника питания производится на меню экрана «Режим поезда» терминала УиД пульта машиниста.
4.11.2.1 Состояние «Эксплуатация»
При питании от внешнего источника питания напряжением 3 кВ в состоянии «Эксплуатация» электропоезд функционирует без ограничений по работе его систем (кроме режимов тяги и электрического торможения).
При активации состояния «Эксплуатация»:
- на пульте управления программой блокируются: тумблер «БВ»; тумблер «Токоприемник»; КТТ; кнопка «Включение СПТ»; кнопки «Скорость +» и «Скорость -»;
- устанавливается блокировка инверторов ТП во всех моторных вагонах;
- выдается команда на включение контактора шины обогрева 5.03.Q26 на каждом из вагонов 2, 4. После включения контактора шины обогрева 5.03.Q26, через 2 секунды произойдет включение силовых контакторов 1.02.Q01 и 1.02.Q02;
- через 2 секунды после включения силовых контакторов 1.02.Q01 и 1.02.Q02 подается команда на включение контактора Q10 во все тяговые преобразователи;
- подается команда на включение входного контактора Q85 всех ПСН.
После включения силовых контакторов высоковольтное напряжение поступает в силовую цепь электропоезда.
Для контроля величины напряжения силовой цепи 3 кВ установлены преобразователи напряжения в код 4.01.UZ20 и 4.01.UZ22, вместе с делителями напряжения 4.01.А21 и 4.01.А22. В случае, если входное напряжение будет менее 2200 В или более 3600 В, то от ЦБУ не поступит команда на включение контакторов 1.02.Q01, 1.02.Q02.
Между розеткой и шиной установлен измерительный шунт 4.01.RS24 с подключенным к нему преобразователем напряжения в код 4.01.UZ25 (ПНКВ № 1). Шунт и ПНКВ № 1 предназначены для измерения мощности потребляемой поездом.
4.11.2.2 Состояние «Пересылка»
Состояние «Пересылка» от состояния «Эксплуатация» отличается ограничением работы следующих систем электропоезда:
- активен один ПСН;
- климатические установки, основное и дежурное освещение работают только в головном вагоне, в кабине которого активирован пульт машиниста;
- работа прислонно-сдвижных дверей заблокирована на всех вагонах.
4.11.3 Подготовительные работы на электропоезде выполняемые обслуживающим персоналом до подключения/отключения силовой цепи электропоезда к внешнему источнику питания напряжением 3 кВ.
4.11.3.1 Подготовительные работы на электропоезде перед подключением силовой цепи электропоезда к внешнему источнику питания напряжением 3 кВ, представлены в таблице 4.15.
Таблица 4.15 – Подготовительные работы на электропоезде перед подключением силовой цепи
№ п/п |
Действия |
1 | Установить джойстик 3.01.S32 «Контроллер тяги/торможения» на пульте управления в положение «Ноль» |
2 | Затормозить электропоезд стояночным тормозом, нажав на кнопку 3.01.S10 «Включение СПТ» |
3 | Установить переключатель 3.01.S04 «Направление движения» в положение «Ноль» |
4 | Установить переключатель 5.01.S03 «Прожектор» в положение«Отключено» |
5 | При необходимости, отключить АЗВ 3.01.F05 «Управление сцепкой» в шкафу +115 |
6 | Переключателем 3.01.S05 «Разблокировка дверей слева» (3.01.S06 «Разблокировка дверей справа») разблокировать двери со стороны платформы |
7 | При необходимости, нажать кнопку 3.01.S11 «Отпуск СПТ», по монитору «Состояние тормозов» убедиться в отпущенном состоянии стояночного тормоза и включении удерживающего тормоза |
8 | При необходимости, для вывода ККМ 345 из работы, перекрыть кран КрРШ1 в кабине машиниста. |
9 | Выключить БВ/ГВ, опустить токоприемники (убедиться в их опускании и отсутствия высоковольтного напряжения в цепи крышевого оборудования электропоезда). |
10 | Соблюдая требования нормативной документации владельца железнодорожной техники, работник назначенный для выполнения данной операции, выполняет подключение высоковольтной цепи головного вагона электропоезда к внешнему источнику питания напряжением 3 кВ (при отсутствии напряжения на источнике питания), следующим порядком: |
10.1 | Подсоединение штепселя «минус» электропоезда к розетке «минус» источника |
10.1.1 | вынуть «минусовой» штепсель из холостого приемника головного вагона электропоезда, для чего: |
10.1.1.1 | открыть люк на фронтальной маске электропоезда специальным ключом; |
10.1.1.2 | распустить ремень чехла штепселя; |
10.1.1.3 | нижний край чехла отогнуть вертикально вверх, освободив крышку холостого приемника; |
10.1.1.4 | открыть специальным ключом крышку замка холостого приемника; |
10.1.1.5 | вынуть штепсель из корпуса холостого приемника движением вниз с одновременным поворотом штепселя вокруг совей оси; |
10.1.1.6 | закрыть ключом крышку холостого приемника и вынуть ключ; |
10.1.1.7 | опустить чехол и затянуть ремень. |
10.1.2 | «Минусовой» штепсель головного вагона электропоезда вставить в «минусовую» розетку внешнего источника питания, для чего: |
10.1.2.1 | открыть крышку розетки с помощью специального ключа; |
10.1.2.2 | вставить штепсель в корпус розетки до упора при вставленном специальном ключе; |
10.1.2.3 | опустить крышку розетки до упора в штепсель (фиксация от выпадения штепселя), закрыть крышку розетки на замок; |
10.1.2.4 | вынуть ключ из замка розетки. |
10.1.3 | Аналогичным образом производится подсоединение к внешнему источнику питания штепселя «плюс» электропоезда. |
10.2 | Подсоединение штепселя «минус» источника к розетке «минус» электропоезда |
10.2.1 | вынуть «минусовой» штепсель из холостого приемника источника, для чего: |
10.2.1.1 | открыть специальным ключом крышку замка холостого приемника; |
10.2.1.2 | вынуть штепсель из корпуса холостого приемника движением вниз с одновременным поворотом штепселя вокруг совей оси; |
10.2.1.3 | закрыть ключом крышку холостого приемника и вынуть ключ. |
10.2.2 | «Минусовой» штепсель источника вставить в «минусовую» розетку (со стороны помощника машиниста), для чего: |
10.2.2.1 | открыть крышку розетки с помощью специального ключа; |
10.2.2.2 | вставить штепсель в корпус розетки до упора при вставленном специальном ключе; |
10.2.2.3 | опустить крышку розетки до упора в штепсель (фиксация от выпадения штепселя), закрыть крышку розетки на замок; |
10.2.2.4 | вынуть ключ из замка розетки. |
10.2.3 | Аналогичным образом производится подсоединение штепселя «плюс» внешнего источника питания к розетке «плюс» электропоезда. |
11 | С момента передачи ключа от розеток межпоездных высоковольтных соединений, высоковольтная цепь электропоезда считается под высоким напряжением. |
12 | После подачи напряжения на электропоезд от внешнего источника питания напряжением 3 кВ, проконтролировать на экране терминала УиД величину напряжения. Величина напряжения должна быть в пределах 3,0± 0,6 кВ. По индикации на экране УиД в меню «Силовая схема» убедиться в готовности «ТП» («ТП» обеих секций индицируются «белым» цветом). |
13 | При выполнении условий указанных в строке 12, выбрать на экране терминала УиД в меню «Режим поезда» и активировать необходимый режим работы («Эксплуатация»/ «Пересылка») |
14 | Проконтролировать по экрану терминала УиД «Силовая схема» включенное состояние: разделителя шины обогрева 1 и 2, ПСН, бортовой сети 110 В, бортовой сети 380 В. |
15 | Проконтролировать запуск и работу главных компрессоров (при давлении в ПМ менее 0,85 МПа) по экрану терминала УиД «Состояние тормозов». |
16 | Проконтролировать запуск и работу климатических установок на всех вагонах по экрану терминала УиД «Климатическая установка». |
17 | При необходимости автоматического отпуска стояночного и удерживающего тормоза, на комплексе «БЛОК» установить «Режим двойной тяги». Контроль отпуска тормозов – по экрану УиД «Состояние тормозов». |
18 | Заблокировать двери со стороны платформы переключателем 3.01.S05 «Разблокировка дверей слева» (3.01.S06 «Разблокировка дверей справа»). |
4.11.3.2 Подготовительные работы на электропоезде перед отключением силовой цепи электропоезда от внешнего источника питания напряжением 3 кВ, представлены в таблице 4.16.
Таблица 4.16 – Подготовительные работы на электропоезде перед отключением силовой цепи от внешнего источника питания
№ п/п |
Действия |
1 | По монитору «Состояние тормозов» убедиться в заторможенном состоянии стояночного тормоза. При необходимости нажать кнопку 3.01.S10 «Включение СПТ». |
2 | Переключателем 3.01.S05 «Разблокировка дверей слева» (3.01.S06 «Разблокировка дверей справа») разблокировать двери со стороны платформы. |
3 | Выключить климатические установки нажатием на ударную кнопку 3.01.S12 «Аварийное отключение климатической установки всех вагонов». |
4 | Убедится, что токоприемники на электропоезде опущены, в высоковольтной цепи электропоезда отсутствует напряжение 3 кВ ранее поступавшее от внешнего источника. |
5 | Соблюдая требования нормативной документации владельца железнодорожной техники, работник назначенный для данной операции, выполняет отключение высоковольтной цепи головного вагона электропоезда от внешнего источника питания напряжением 3 кВ (при отсутствии напряжения на источнике питания), следующим порядком: |
5.1 | Отсоединение штепселя «плюс» электропоезда от розетки «плюс» источника |
5.1.1 | Вынуть «плюсовой» штепсель головного вагона из «плюсовой» розетки внешнего источника питания, для чего: |
5.1.1.1 | ключом открыть крышку розетки; |
5.1.1.2 | вынуть штепсель из корпуса розетки; |
5.1.1.3 | закрыть розетку крышкой, ключ вернуть в исходное положение; |
5.1.1.4 | вынуть ключ из замка розетки. |
5.1.2 | Вставить «Плюсовой» штепсель в холостой приемник головного вагона электропоезда, для чего: |
5.1.2.1 | открыть люк на фронтальной маске электропоезда специальным ключом; |
5.1.2.2 | распустить ремень чехла штепселя; |
5.1.2.3 | нижний край чехла отогнуть вертикально вверх, освободив крышку холостого приемника |
5.1.2.4 | открыть специальным ключом крышку замка холостого приемника; |
5.1.2.5 | вставить штепсель в корпус холостого приемника движением вверх; |
5.1.2.6 | закрыть ключом крышку холостого приемника и вынуть ключ; |
5.1.2.7 | опустить чехол и затянуть ремень. |
5.1.3 | Аналогичным образом производится отсоединение от внешнего источника питания штепселя «минус» электропоезда. |
5.2 | Отсоединение штепселя «плюс» источника от розетки «плюс» электропоезда |
5.2.1 | Вынуть «плюсовой» штепсель источника и «плюсовой» розетки электропоезда, для чего: |
5.2.1.1 | ключом открыть крышку розетки; |
5.2.1.2 | вынуть штепсель из корпуса розетки; |
5.2.1.3 | закрыть розетку крышкой, ключ вернуть в исходное положение; |
5.2.1.4 | вынуть ключ из замка розетки. |
5.2.2 | Вставить «Плюсовой» штепсель в холостой приемник головного вагона электропоезда, для чего: |
5.2.2.1 | открыть люк на фронтальной маске электропоезда специальным ключом; |
5.2.2.2 | распустить ремень чехла штепселя; |
5.2.2.3 | нижний край чехла отогнуть вертикально вверх, освободив крышку холостого приемника |
5.2.2.4 | открыть специальным ключом крышку замка холостого приемника; |
5.2.2.5 | вставить штепсель в корпус холостого приемника движением вверх; |
5.2.2.6 | закрыть ключом крышку холостого приемника и вынуть ключ; |
5.2.2.7 | опустить чехол и затянуть ремень. |
5.3 | Аналогичным образом производится отсоединение от внешнего источника питания штепселя «минус» электропоезда. |
6 | Если ранее выключался, в шкафу +115 включить АЗВ 3.01.F05 «Управление сцепкой». |
7 | Если ранее перекрывался, в кабине машиниста открыть кран КрРШ 1. |
8 | Перевести переключатель 3.01.S02 «Токоприемник» в положение «Поднять», проконтролировать визуально и по экрану терминала УиД «Силовая схема» поднятие токоприемников. |
9 | Перевести переключатель 3.01.S03 «БВ» в положение «Включено», проконтролировать по экрану терминала УиД «Силовая схема» включение БВ/ГВ. |
10 | Включить климатические установки, вернув в рабочее положение ударную кнопку 3.01.S12 «Аварийное отключение климатической установки всех вагонов». |
11 | По экрану терминала УиД «Климатическая установка» проконтролировать запуск и работу климатических установок на всех вагонах. |
12 | Если ранее комплекс БЛОК находился в режиме «Двойная тяга» -перевести комплекс на «Поездной режим». |
13 | Установить переключатель 3.01.S04 «Направление движения» в положение «Вперед». |
14 | Переключателем 3.O1.SO5 «Разблокировка дверей слева» (3.01.S06 «Разблокировка дверей справа») заблокировать двери со стороны платформы. |
15 | Перед началом движения выполнить проверку тормозов электропоезда в соответствии с нормативной документацией владельца железнодорожной техники.__ |

Рисунок 4.57 – Экран «Силовая схема»

Рисунок 4.58 – Окно «Управление ТП»
1) Произвести «Блокировку тяги»
Применяется при наличии диагностических сообщений, связанных с неисправностями тяговых электродвигателей или тягового инвертора (например – 2611 «Короткое замыкание на землю цепи ТЭД»).
Данная функция приводит к блокированию тягового инвертора, ПСН данного ТП будет работать в режиме питания от локомотива.
2) Выключение ТП
Применяется, если вышеперечисленные действия не привели к успеху.
При выключении ТП снимается питание ПО В с ТП, петля БВ/ГВ собирается через дополнительные контакты входного силового контактора ТП – Q10, обходя обесточенный БУП. ПСН данного ТП не будет работать в режиме питания от локомотива.
Питание вспомогательных цепей электропоезда будет осуществляться от исправного ПСН. Автоматически включатся разъединители шины обогрева 5.03.Q26 на вагонах 2 и 4, а так же разделитель бортовой сети 380 В 1.04.Q05 на вагоне 3.
Единственным ограничением будет – режим пониженной мощности работы климатических установок вагонов.
На экране машиниста «Режим поезда» выбрать режима «Питание от локомотива – Эксплуатация» и нажать «Enter».
Проконтролировать наличие диагностического сообщения об установке режима «Питание от локомотива – Эксплуатация».