6.7.1 Неисправности высоковольтного оборудования
Неисправности высоковольтного оборудования приведены в таблице 6.5.
Таблица 6.5 – Неисправности высоковольтного оборудования
Неисправность | Причина | Порядок действий |
Токоприемник не поднимается или опустился | Токоприемник (ТКП) заблокирован через терминал УиД. | Перейти на экран «Силовая схема» терминала УиД и разблокировать ТКП 1 (2). |
От ЦБУ поступает сигнал, на запрет подъема токоприемников. | Проверить диагностические сообщения и при их наличии устранить неисправность в соответствии с рекомендациями. Особое внимание уделить на наличие ключей в запорных устройствах, положение разъединителей в положении «Не заземлено», лестницы для подъема на крышу должны находиться в сложенном положении и заперты на ключ, крышки контейнеров закрыты. | |
На вагоне 2 (4) в потолочном контейнере выключен или сработал АЗВ 1.01.F01 «Токоприемник». | Перевести во включенное положение АЗВ. | |
Отсутствует давление сжатого воздуха в пневматической системе. |
|
|
Отсутствует подвод воздуха к пневматической части токоприемника. | Произвести настройку и регулировку клапанов клапанной коробки токоприемника. | |
Механическая неисправность: излом полоза, контактных вставок, рычагов. | Исключить из работы неисправный токоприемник.
Перекрыть кран КН1 в модуле вспомогательного компрессора и заблокировать токоприемник на экране «Силовая схема» терминала УиД. |
|
Утечка сжатого воздуха в пневматической цепи токоприемника | Устранить причину утечки. При невозможности устранить утечку воздуха, перекрыть кран КН1 в модуле вспомогательного компрессора и заблокировать токоприемник на экране«Силовая схема» терминала УиД. | |
Не проходит сигнал с кнопки «Токоприемник» в положении «поднят» на пульте управления. | Произвести подъем токоприемника из смежной кабины управления. | |
Не проходит сигнал или отсутствует напряжение на электрических разъемах в модуле токоприемника | На вагоне 2 (4) в потолочном пространстве, в модуле токоприемника проверить электрические разъемы на правильность их установки (разъемы должны быть установлены в соответствующие гнезда без перекосов и закреплены). | |
Не включаются БВ | БВ заблокирован через терминал УиД. | Перейти на экран «Силовая схема» терминала УиД и разблокировать БВ 1 (2 или 3). |
На вагоне 2 (4) в потолочном контейнере выключен АЗВ 1.01.F02 «БВ». | Перевести во включенное положение АЗВ. | |
От ЦБУ поступает сигнал, на запрет включения БВ. | Проверить диагностические сообщения и при их наличии устранить неисправность в соответствии с рекомендациями. | |
Отключение БВ | Напряжение в контактной сети не соответствует заданным параметрам. | После восстановления системы электроснабжения снова замкнуть БВ. |
Отсутствует настройка тока уставки БВ | Перейти на экран «Силовая схема» терминала УиД и заблокировать БВ 1 (2 или 3), до устроения сервисным персоналом данной проблемы. | |
От ЦБУ поступил сигнал на отключение БВ | Проверить диагностические сообщения и при их наличии устранить неисправность в соответствии с рекомендациями. | |
Короткое замыкание в силовой цепи | Установить и устранить причину короткого замыкания.
Если причина не установлена и имеется подозрение на ложное срабатывание БВ, допускается произвести повторное включение БВ. Если БВ снова сработало, повторно его включать запрещается, до выявления и устранения причины. Если причина не может быть установлена и устранена, необходимо произвести отключение неисправной тяговой секции электропоезда, выполнив следующие действия:
Далее следовать на исправной тяговой секции электропоезда до ближайшего пункта технического обслуживания. |
|
Не запускается ПСН | ПСН заблокирован через терминал УиД. | Перейти на экран «Силовая схема» терминала УиД и разблокировать ПСН (заблокированный). |
На вагоне 2 (4) в потолочном контейнере выключен (отключился) АЗВ 1.04.F01 «Питание ПСН». | Перевести во включенное положение АЗВ. При повторном отключении АЗВ необходимо установить и устранить причину отключения. Если причина не установлена, неисправный ПСН необходимо отключить и далее следовать с одним исправным ПСН. | |
От ЦБУ поступает сигнал, на запрет включения ПСН. | Проверить диагностические сообщения и при их наличии устранить неисправность в соответствии с рекомендациями. | |
Во время движения произошло отключение одного ПСН | Короткое замыкание в силовых и низковольтных цепях ПСН.
Сработала внутренняя защита ПСН. |
В случае отключения ПСН во время движения необходимо восстановить его работу выполнив следующие действия:
Если вышеперечисленные действия не дали результата, необходимо перейти на экран «Силовая схема» терминала УиД и заблокировать неисправный ПСН. Далее следовать с одним исправным ПСН. |
Неисправны оба ПСН |
Короткое замыкание в силовых и низковольтных цепях ПСН.
Сработала внутренняя защита ПСН. |
В случае отключения обоих ПСН во время движения необходимо выполнить действия как при неисправности одного ПСН 1.
Если ПСН не заработал, необходимо выполнить следующее:
Далее следовать на исправной тяговой секции электропоезда до ближайшего пункта технического обслуживания. |
Примечание – Блокирование/разблокирование компонентов на экране «Силовая схема» терминала УиД, выполняется только при отключенных быстродействующих выключателях и опущенных токоприемниках.
6.7.2 Неисправность аккумуляторной батареи
Порядок действий при неисправности аккумуляторной батареи приведен в таблице 6.6.
Таблица 6.6 – Порядок действий при отсутствии напряжения на аккумуляторной батарее (по вольтметру)
№ п/п |
Действие |
1 | Перевести переключатель «Линии питания АБ Л1, АБ Л2» в положение «Вкл.» с выдержкой в данном положении не менее 5 секунд. |
2 | В кабине управления на вольтметре должно отображаться напряжение аккумуляторной батареи. |
3 | В случае отсутствия отображения напряжения аккумуляторной батареи на вольтметре, необходимо проверить автоматические выключатели «АЛ2 в наличии». При выключенном положении перевести их в положение «Вкл.». |
4 | В случае отсутствия отображения напряжения аккумуляторной батареи на вольтметре, необходимо сменить кабину управления и повторить действия с 1 по 3. |
5 | Если вышеперечисленные действия не дали результата – напряжение аккумуляторной батареи не отразилось на вольтметре и питание низковольтных потребителей отсутствует, то дальнейшая эксплуатация электропоезда запрещается. |
6.7.3 Неисправности наружных автоматических дверей и выдвижных подножек
6.7.3.1 Аварийный режим работы наружных автоматических дверей
В случае нарушения связи между МПСУиД и блоком управления дверями (БУД), двери работают следующим образом:
- если нарушение связи произошло при закрытых дверях, то дверь остается закрытой без дальнейшей возможности открытия;
- если нарушение связи произошло при открытых дверях, то дверь остается открытой без дальнейшей возможности закрытия;
- если дверь находится в процессе открытия или закрытия и произошло нарушение связи, то дверь останавливается в текущем положении;
- если нарушение связи произошло, в момент закрытия и обнаружения дверями препятствия, то дверь продолжает выполнять алгоритм работы обнаружения препятствия.
Во всех случаях, когда происходит нарушение связи между МПСУиД и БУД, на экране «Состояние дверей» соответствующая дверь будет гореть красным цветом со знаком вопроса.
В случае невозможности движения электропоезда по причине отсутствия связи между МПСУиД и БУД, необходимо выполнить следующие действия:
- в приводе неисправной двери установить АЗВ питания дверей в положение «Выкл.» с выдержкой в 3 с, и снова установить в положение «Вкл.»;
- если связь с дверью не появилась, установить переключатель БУД в положение «Выкл.» и снова в положение «Вкл.»;
- если связь с дверью не появилась, выполнить перезагрузку всех систем электропоезда, путем перевода переключателя «Линии питания АБ Л1, АБ Л2» в положение «Откл.» и снова в положение «Вкл.» с выдержкой в данном положении не менее 5 секунд;
- если связь с дверью не появилась, необходимо перевести электропоезд в режим «Снятие блокировки движения» (пункт 3.9.6).
6.7.3.2 Неисправности при открытии наружных автоматических дверей
Порядок действий при невозможности открытия дверей приведен в таблице 6.7.
Таблица 6.7 – Порядок действий при невозможности открытия дверей
Описание неисправности | Порядок действий |
Механическое заедание при открытии двери |
|
После разблокировки наружных автоматических дверей с пульта управления некоторые двери не разблокировались (не открылись) |
|
Наружные автоматические двери заблокированы механически |
|
6.7.3.3 Неисправности при закрытии наружных автоматических дверей
Если отсутствует возможность закрытия дверей, дальнейшее движение электропоезда будет невозможно из-за блокировки режима тяги.
Порядок действий при отсутствии возможности закрытия наружных автоматических дверей приведен в таблицах 6.8 и 6.9.
Таблица 6.8 – Порядок действий при отсутствии возможности закрытия наружных автоматических дверей с пульта управления
Описание неисправности | Порядок действий |
Наружные автоматические двери не закрываются с пульта управления |
|
Таблица 6.9 – Порядок действий при отсутствии возможности закрытия наружных автоматических дверей вручную
Описание неисправности | Порядок действий |
Наружные автоматические двери не закрываются в вручную |
|
Примечание – Для информирования пассажиров о неисправности наружных автоматических дверей электропоезда, необходимо вывесить предупреждающие знаки. |
6.7.3.4 Сервисные функции наружных автоматических дверей
При выполнении пуско-наладочных работ, технических обслуживаний и ремонтов имеется возможность тестирования дверей на исправное состояние посредством использования сервисной кнопки расположенной в приводе дверей.
При нажатии сервисной кнопки дверь открывается или закрывается в зависимости от того положения в котором она находится в данный момент времени.
Для активации режима самотестирования (100 циклов открытия/закрытия) необходимо выполнить:
- открыть дверь при помощи сервисной кнопки расположенной в приводе дверей;
- установить шунтирующий трехпозиционный переключатель, расположенный на приводе дверей, в положение «1» «Ручное управление» (Сервисный режим);
- нажать на кнопку сервисного открытия.
Для выхода из режима самотестирования следует произвести перезапуск БУД путем перевода АЗВ питания дверей в положение «Выкл.» и снова в положение «Вкл.».
В случае срабатывания концевого выключателя открытия двери, самотестирование прекращается, двигатель привода двери поджимает полотна в закрытое состояние и подается прерывистый звуковой сигнал.
ВНИМАНИЕ! ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСНОЙ КНОПКИ ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУСКО НАЛАДОЧНЫХ РАБОТ, ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИЙ И РЕМОНТОВ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕРВИСНУЮ КНОПКУ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА НА ЛИНИИ.
6.7.3.5 Неисправности выдвижной ступеньки
Если выдвижная ступенька не приводится в действие необходимо выполнить следующее:
- перевести переключатель «Разблокирование ступеней» на пульте управления из положения «Высокая платформа» в положение «Низкая платформа». Проконтролировать по экрану «Состояние дверей» терминала УиД появление активной надписи: «Низкая платформа»;
- визуально убедиться, что шунтирующий переключатель выдвижной ступеньки, расположенный на приводе автоматических дверей, находится в положении «0» «Рабочее состояние».
- если шунтирующий переключатель находится в положении «О» «Рабочее состояние» и выдвижная ступенька не приводится в действие переключателем «Разблокирование ступеней», необходимо визуально убедиться в отсутствии посторонних предметов или других факторов оказывающих механическое воздействие на работу выдвижной ступеньки.
На рисунке 6.4 представлен привод наружных дверей с переключателем выдвижной ступеньки и сервисной кнопкой.

Рисунок 6.4 – Переключатель выдвижной ступеньки в приводе наружных дверей: 1 – переключатель; 2 – сервисная кнопка.
Если выдвижная ступенька не выдвигается и неисправность невозможно устранить на месте, необходимо выполнить следующие действия:
- открыть крышку дверного привода автоматической двери;
- повернуть шунтирующий переключатель выдвижной ступеньки в положение «2» «Нерабочее состояние»;
- закрыть и заблокировать крышку дверного привода с помощью ключа;
- механически заблокировать автоматическую дверь с помощью ключа.
Если выдвижная ступенька не задвигается необходимо выполнить следующие действия:
- открыть крышку дверного привода автоматической двери;
- повернуть шунтирующий переключатель выдвижной ступеньки в положение «2» «Нерабочее состояние»;
- вручную задвинуть ступеньку в закрытое положение;
- закрыть и заблокировать крышку дверного привода;
- механически заблокировать автоматическую дверь с помощью ключа.
Если по маршруту следования электропоезда будет производиться посадка/высадка пассажиров только с высоких платформ, в этом случае автоматическую дверь можно не блокировать. При посадке/высадке пассажиров на низкую платформу соответствующую автоматическую дверь необходимо заблокировать.
Для правильной работы автоматических дверей в случае отсутствия выдвижных ступенек на электропоезде, необходимо выполнить следующее:
- привести электропоезд в выключенное состояние и обесточить низковольтную часть;
- на приводах всех автоматических дверей повернуть шунтирующий переключатель выдвижной ступеньки в положение «2» «Нерабочее состояние»;
- снять крышку панели «111.J» пульта машиниста (рисунок 6.5) и на поворотном переключателе «Разблокирование ступеней» переустановить коммутационный блок в среднее положение (рисунок 6.6).

Рисунок 6.5 – Панель «111.J» пульта машиниста

Рисунок 6.6 – Переключатель «Разблокирование ступеней»
6.7.4 Неисправности климатической установки
6.7.4.1 Аварийное отключение климатических установок
При возникновении аварийных ситуаций на электропоезде, климатические установки всех вагонов могут быть отключены в принудительном порядке, путем нажатия на пульте машиниста кнопки «Аварийное отключение климатической установки» (таблица 6.10).
Таблица 6.10 – Аварийное отключение климатических установок
№ | Действие |
1 | Нажать кнопку «Аварийное отключение климатической установки» до фиксированного положения (кнопка утоплена). |
2 | Для восстановления работы климатических установок после аварийного отключения, необходимо вернуть кнопку в исходное положение (кнопка отжата). |
В результате нажатия на кнопку происходит экстренное отключение климатических установок на всех вагонах, на экран терминала УиД выводится соответствующее диагностическое сообщение.
Автоматическое отключение климатической установки в одном вагоне происходит при следующих условиях:
- в поездной линии связи (ПЛС) данного вагона отсутствует сигнал на включение климатической установки;
- в поездной линии связи отсутствует сигнал о режиме работы климатической установки более 5 с;
- имеется сигнал «Пожар» от САП соответствующего вагона.
При отсутствии напряжения в контактной сети или выхода из строя бортовой сети переменного тока 380 В, климатическая установка работает только в режимах аварийной вентиляции и аварийного отопления, при этом все активные режимы работы снимаются и на экране терминала УиД отображается состояние КУ в виде мигающего желтого квадрата.
6.7.4.2 Работа климатических установок при наличии сигнала «Пожар»
При наличии сигнала «Пожар» от САП в определенном вагоне происходит автоматическое отключение климатической установки данного вагона и на экране терминала УиД выводится диагностическое сообщение, а состояние климатической установки отображается в виде мигающего красного квадрата.
После устранения причины пожара, а также в случае ложного срабатывания пожарных извещателей, когда применяется сброс ошибок или осуществляется шунтирование петли пожарной сигнализации -восстановление работы климатических установок обеспечивается путем задействования кнопки «Аварийное отключение климатических установок» с последующим ее восстановлением, либо выполняется переключение ВУ (выключателя управления).
6.7.4.3 Режим ограниченной мощности климатических установок
В случае отказа (отключения) одного из двух преобразователей собственных нужд (ПСН) на вагоне 2 (4), ЦБУ ведущего вагона посылает команду «Режим ограниченной мощности» на все климатические установки.
Климатические установки в режиме ограниченной мощности постоянного передают в ЦБУ ведущего вагона значения ступеней потребляемой мощности и режимы работы: нагрев или охлаждение. ЦБУ анализирует данные от КУ и производит контроль температуры в каждом пассажирском салоне, определяет вагоны с наибольшим отклонением температуры от нормы и передает КУ данного вагона разрешение на переход по мощности на ступень выше или ниже.
6.7.4.4 Ручное управление климатической установкой пассажирского салона в аварийном режиме
6.7.4.4.1 Общие сведения
Климатические установки оснащены аварийной системой управления, которая позволяет, при отказе собственного блока управления, включать климатическую установку в аварийном режиме.
Климатическая установка каждого вагона переводится на аварийный режим работы при помощи переключателя аварийного режима (рисунок 6.7), установленного в салоне каждого вагона, под облицовкой, в первом по ходу движения входном портале автоматических дверей.

Рисунок 6.7 – Переключатель аварийного режима
Переключатель имеет следующие положения и режимы работы:
- «Выкл.», ручное управление выключено, климатическая установка не работает;
- режим «охлаждение 100 %», при температуре наружного воздуха выше плюс 40 °C;
- режим «охлаждение 50 %», при температуре наружного воздуха от плюс 30 до плюс 40 °C;
- режим «вентиляция», при температуре наружного воздуха от плюс 5 до плюс 29 °C;
- режим «обогрев 50 %», при температуре наружного воздуха от плюс 5 до минус 29 °C;
- режим «обогрев 100 %», при температуре наружного воздуха от минус 30 °C и ниже.
6.7.4.4.2 Порядок управления климатической установкой пассажирского салона в аварийном режиме
Если на экране терминала УиД появилось диагностического сообщения о нарушении связи с климатической установкой, машинист должен по экрану «Климатическая установка» терминала УиД, определить вагон, на котором произошло нарушение связи (цифровой индикатор: квадрат красного цвета со знаком вопроса), перейти в данный вагон и удостовериться в фактической исправности работы КУ. Если нарушена только связь между КУ и ЦБУ, то климатическая установка продолжает работать автономно, с использованием наружных и внутренних датчиков, поддерживая необходимую температуру, заданную на момент выхода из строя коммуникационной связи.
Если на экран терминала УиД появилось диагностическое сообщение «Ручное управление активно и готово к использованию», то это говорит о неисправности блока управления климатической установки пассажирского салона. В данном случае необходимо перевести климатическую установку соответствующего вагона, на ручной режим управления, путем установки переключателя в один из режимов работы климатической установки, рекомендуемых в зависимости от показателей температуры наружного воздуха и температуры в салоне вагона. В результате на экране терминала УиД появится диагностическое сообщение «Ручное управление задействовано требуется контроль».
При работе климатических установок в аварийном режиме, должен осуществляться постоянный контроль за температурой в салонах электропоезда и работой климатических установок.
После прибытия электропоезда на конечную станцию переключатели аварийного режима необходимо установить в положение «Выкл.».
По прибытию в ближайшее депо технического обслуживания неисправность должна быть устранена квалифицированным обслуживающим персоналом, имеющим право работы с данным оборудованием
Ограничения при использовании переключателя аварийного режима:
- Переключатель аварийного режима разрешается использовать только в случае неисправности блока управления. В других случаях использование переключателя запрещается, так как может привести к выходу из строя системы кондиционирования воздуха.
- В случае выхода из строя одного преобразователя собственных нужд, когда питание вспомогательного оборудования осуществляется от исправного ПСН, климатическая установка при использовании переключателя аварийного режима самостоятельно регулирует потребление мощности при заданных режимах работы «обогрев», «охлаждение» или «вентиляция».
- При отсутствии напряжения в контактной сети или выхода из строя двух преобразователей собственных нужд использование переключателя аварийного режима запрещается.
6.7.4.5 Действия локомотивной бригады при неисправности УОВ
При неисправности установки обеззараживания воздуха (УОВ) или одной из ее УФ-ламп, в диагностическом поле монитора управления и диагностики желтым цветом выводится сообщение «Отказ лампы 1 (2, 3 или 4) УОВ» или «Отказ УОВ». Класс данных диагностических сообщений «С».
Данные неисправности не влияют на функциональность электропоезда и климатической установки. При получении диагностического сообщения об отказе УОВ или УФ-лампы, машинист должен сделать запись в журнале технического состояния электропоезда ТУ-152.
При заходе в депо представителями сервисной организации неисправная или разбитая лампа должна быть удалена из УОВ и утилизирована. Для защиты рук от порезов, используются резиновые перчатки. Так как ртуть в УФ-лампе находится не в жидком, а в связанном состоянии, в виде твердого сплава с другими металлами (амальгамы) и пары ртути не выделяет, то в случае ее разрушения, проведение мероприятий по удалению ртути и ее соединений из системы кондиционирования воздуха вагона не требуется.