Кондиционер кабины машиниста (кондиционер кабины) предназначен для обеспечения и автоматического поддержания требуемых параметров микроклимата в кабине машиниста.
Кондиционер кабины выполняет следующие функции: подвод наружного воздуха и перемещение вытяжного воздуха, обогрев и охлаждение смешанного воздуха, грубую фильтрацию наружного воздуха, фильтрацию смешанного воздуха, регулировку и управление, поддержание температуры пола за счет включения или выключения нагревателей, встроенных в пол.
Выходные характеристики кондиционера кабины приведены в таблице 6.3.
Таблица 6.3 Выходные характеристики кондиционера кабины
Выходные характеристики | Параметры |
Режим отопления: | |
– потребляемая мощность, кВт, не более | 0,7 при U 100 В
8,3 при U 380 В |
– теплопроизводительность, кВт, не менее | 6,5 |
– объем используемого наружного воздуха, м3/ч, в диапазоне | 45-90 |
– объем используемого смешанного воздуха, м3/ч, в диапазоне | 400 – 800 |
Режим охлаждения: | |
– потребляемая мощность, кВт, не более | 0,6 при U 100 В 3 при U 380 В |
– холодопроизводительность, кВт, не менее | 5,5 |
– объем наружного воздуха, м3/ч, в диапазоне | 45-90 |
– объем смешанного воздуха, м3/ч, не менее | 400 – 800 |
Примечание: Холодопроизводительность, кВт, не менее 5,58 кВт при следующих расчетных параметрах наружного воздуха:
- при температуре плюс 32 °C и относительной влажности 70 %;
- при температуре плюс 40 °C и относительной влажности 30 %.
Устройство кондиционера кабины
Кондиционер кабины представляет собой моноблочную конструкцию, все составные части которой закреплены внутри корпуса. Кондиционер кабины размещается на крыше кабины машиниста электропоезда и жестко крепиться к закладным элементам крыши вагона с помощью монтажных кронштейнов.
На нижней поверхности корпуса расположены окна:
- всасывания рециркуляционного воздуха из кабины машиниста;
- подачи охлажденного или нагретого воздуха в кабину машиниста;
- с электрическими разъемами;
- подачи воздуха для вентиляции электрических шкафов кабины.
Каждое окно оснащено уплотнительным фланцем для герметичного соединения с ответными частями крыши вагона.
На боковых продольных поверхностях расположены окна забора наружного воздуха в отсек теплообменника (слева) и в отсек испарителя (справа). В центральном отсеке установлены фильтр для очистки приточного воздуха, испаритель, электрокалорифер, компрессор и блок электроники. На крышке центрального отсека имеется сетчатое окно для охлаждения компрессора, а на правой боковой крышке сетчатое окно для выхода наружного воздуха из отсека теплообменника. Крышка центрального отсека закрыта на замки «MESAN», боковые крышки на винты М6 (рисунки 6.11, 6.12 и 6.13).

Рисунок 6.11 – Внешний вид кондиционера кабины: 1 – корпус; 2 – окна забора наружного воздуха в отсек теплообменника; 3 – монтажный кронштейн; 4 – левая боковая крышка; 5 – окно для выхода наружного воздуха из отсека теплообменника; 6 – крышка центрального отсека; 7 – правая боковая крышка; 8 – окно для охлаждения компрессора
На тыльной стороне корпуса кондиционера кабины имеется два кронштейна для установки кабелей заземления на кузов электропоезда.

Рисунок 6.12 – Устройство кондиционера кабины: 1 – вентилятор теплообменника; 2 – кронштейн заземления; 3 – блок электроники; 4 – фильтр; 5 – испаритель; 6 – вентилятор; 7 – привод «Belimo»; 8 – электрокалорифер; 9 – компрессор; 10 – теплообменник

Рисунок 6.13 – Нижняя поверхность корпуса кондиционера кабины: 1 – окно подачи воздуха для вентиляции электрических шкафов кабины; 2 – окно подачи охлажденного или нагретого воздуха в кабину машиниста; 3 – окно всасывания рециркуляционного воздуха из кабины машиниста; 4 – окно с электрическими разъемами
Работа системы
Система имеет штатные, нештатные, аварийные, установочные и внутренние режимы работы.
Штатные режимы работы:
Режим | Условия активации | Описание режима |
«ВКЛЮЧЕНО» |
|
|
«ВЫКЛЮЧЕНО» | – при получении с пульта машиниста команды на выключение. |
|
Режим | Условия активации | Описание режима |
замерзания или перегрева, для чего выполняется:
|
||
«ОТСТОЙ» |
|
В этом режиме обеспечивается возможность отработки алгоритма отложенного пуска.
|
«ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ» |
– при получении команды на активацию режима | При этом выполняется:
– автоматическое регулирование температуры до выполнения условия равенства температуры кабины и температуры уставки (активация внутреннего режима |
Режим | Условия активации | Описание режима |
«Регулирование температуры кабины машиниста» и периодическая активация внутреннего режима «Обогрев» или «Охлаждение»);
– автоматическое поддержание постоянного соотношения объемных расходов наружного и рециркуляционного воздуха (активация внутреннего режима «Вентиляция» и деактивация внутреннего режима «Регулирование соотношения расходов наружного и рециркуляционного воздуха»); |
||
«МОЙКА» | – при получении с пульта машиниста команды на активацию режима | При этом выполняется:
|
Нештатные режимы работы:
Режим | Условия активации | Описание режима |
«АВТОНОМНАЯ
РАБОТА» |
– при отсутствии подтверждения связи системы с МПСУиД (прерывание кодового обмена через интерфейс RS485) | При этом выполняется:
– автоматическое регулирование температуры до выполнения условия равенства температуры кабины и температуры уставки (активация внутреннего режима «Регулирование температуры кабины машиниста» и периодическая активация внутреннего режима «Обогрев» или «Охлаждение»). Так как связь с МПСУиД прервана, система продолжает работать на основании последней информации полученной от МПСУиД на момент прерывания связи, а значение температуры наружного воздуха берется непосредственно от системы измерения температуры наружного воздуха потерявшего связь |
Режим | Условия активации | Описание режима |
кондиционера кабины);
– автоматическое регулирование соотношения наружного и рециркуляционного воздуха (активация внутренних режимов «Вентиляция» и «Регулирование соотношения расходов наружного и рециркуляционного воздуха») в зависимости от значения температуры наружного воздуха. |
Аварийные режимы работы:
Режим | Условия активации | Описание режима |
«АВАРИЙНОЕ
ВЫКЛЮЧЕНИЕ» |
|
Все системы кондиционера кабины не активны:
расходов наружного и рециркуляционного воздуха не происходит (деактивация внутренних режимов «Регулирование температуры кабины машиниста» и «Регулирование соотношения расходов наружного и рециркуляционного воздуха»). |
Установочные режимы работы:
Режим | Условия активации | Описание режима |
«ТОННЕЛЬ» | – при получении от МПСУиД сигнала об активации режима. | Выполняется исключение забора наружного воздуха. В нагнетаемом в кабину машиниста воздухе доля наружного воздуха составляет 0 %. |
Внутренние режимы работы:
Режим | Условия активации | Описание режима |
«ТЕСТИРОВАНИЕ» | – при поступлении от МПСУиД сигнала на активацию режима «Включено» | Выполняется кратковременная проверка работоспособности всех внутренних систем кондиционера кабины, а также работоспособности элементов нагрева пола. |
«ОБОГРЕВ» | – при поступлении команды от системы управления кондиционером кабины. | Выполняется активация системы нагрева смешанного воздуха в зависимости от текущей разницы температуры кабины и температуры уставки. |
Режим | Условия активации | Описание режима |
«ОХЛАЖДЕНИЕ» | – при поступлении команды от системы управления кондиционером кабины. | Выполняется активация системы охлаждения смешанного воздуха в зависимости от текущей разницы температуры кабины и температуры уставки. |
«ВЕНТИЛЯЦИЯ» | – при поступлении команды от системы управления кондиционером кабины. | Выполняется активация системы нагнетания смешанного воздуха в кабину машиниста. Значение объемного расхода смешанного воздуха задается с пульта управления машинист. |
«РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТЕМПЕРАТУРЫ КАБИНЫ МАШИНИСТА» |
– при поступлении команды от системы управления кондиционером кабины. | Система управления ККМ анализирует значения температуры уставки, температуры наружного воздуха и температуры в кабине и задает команды на активацию системы нагревания или охлаждения нагнетаемого в кабину машиниста воздуха в соответствии с этим анализом и требуемым значением объемного расхода наружного воздуха. |
«РЕГУЛИРОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ РАСХОДОВ НАРУЖНОГО И РЕЦИРКУЛЯЦИОН НОГО ВОЗДУХА» | – при поступлении команды от системы управления кондиционером кабины. | Система управления кондиционером кабины анализирует информацию о значении температуры наружного воздуха и подает
команду на приводы заслонки регулирования соотношения расходов наружного и рециркуляционного воздуха. |
«ОБОГРЕВ ПОЛА
КАБИНЫ МАШИНИСТА» |
– при поступлении команды от системы управления кондиционером кабины (формируется при температуре наружного воздуха менее плюс 10 °C) и активации режима с пульта управления машиниста. | Подается питание на все элементы обогрева пола кабины управления и производится опрос показаний датчиков температуры (встроенных в конструкцию нагревателей элементов пола). |