Клапан пропорционального управления (КПУ) 420.100, при автоматическом пневматическом торможении, в зависимости от глубины разрядки ТМ и типа БТО-420, формирует управляющее давление, поступающее к ограничителю давления автоматического тормоза (ОДА). В режиме пониженной тормозной эффективности (при следовании в холодном состоянии) КПУ формирует управляющее давление, поступающее к делителю давления (Д).
Клапан КПУ состоит из корпуса (рисунок 4.14), в котором выполнены каналы для подключения тормозной магистрали (ТМ), питательной магистрали (от редуктора Ред1) и ограничителя давления автоматического тормоза (ОДА) с делителем давления (Д). Корпус закрыт крышкой. Между корпусом и крышкой расположен поршневой узел, состоящий из поршня и поршня управляющего, соединенных между собой направляющей. На поршень со стороны корпуса воздействует давление тормозной магистрали, со стороны крышки – усилие регулировочных пружин. Полость под поршнем управляющим соединена каналами с ОДА. Хвостовик направляющей поршневого узла взаимодействует с питательным клапаном, прижатым к своему седлу усилием пружины. В полость под питательным клапаном подведено давление сжатого воздуха из питательной магистрали. Для выпуска воздуха из ОДА, в направляющей поршневого узла выполнен атмосферный канал.
Регулировка сжатия пружин возможна путем вращения винта, зафиксированного от свободного вращения стопором и винтом. Клапан КПУ устанавливается на кронштейн-плиту блока 420 и фиксируется четырьмя шпильками.
ВНИМАНИЕ! ОТКРЫВАТЬ КРЫШКУ ОСТОРОЖНО. КРЫШКА НАХОДИТСЯ ПОД УСИЛИЕМ ПРУЖИНЫ 17 кН.

Рисунок 4.14 – Клапан пропорционального управления: 1 – корпус; 2 – крышка; 3 – винт стопорный; 4 – стопор; 5 – винт регулировочный; 6 – упор верхний; 7 – упорка; 8 – пружины регулировочные; 9 – упор нижний; 10 – поршень; 11 – шайба; 12 – втулка; 13 – поршень управляющий; 14 – клапан питательный; 15 – крышка упорная; 16, 17 – пружина; 18 – шток поршня.
При снижении давления в тормозной магистрали электропоезда на определенную величину, на эту же величину снижается и давление под поршнем, и поршень под действием регулировочной пружинены, перемещается вниз и толкатель направляющей поршневого узла отжимает питательный клапан от седла. При этом сжатый воздух из питательной магистрали поступает в полость под управляющим поршнем и к ограничителю давления автоматического тормоза (ОДА) или к делителю давления Д (при переводе разобщительного крана КрРШ2 в положение «X»). При уравнивании давления под поршнем и управляющим поршнем, поршневой узел, преодолевая усилие пружины, перемещается вверх и питательный клапан под действием пружины закрывается.
При повышении давления в тормозной магистрали, клапан пропорционального управления сообщает ограничитель давления автоматического тормоза или делитель давления с атмосферой.