Блок тормозного оборудования (БТО) предназначен для обеспечения на электропоезде:
- автоматического торможения;
- электропневматического торможения;
- автоматического электропневматического торможения при разрыве петли экстренного торможения;
- дистанционного и ручного управления автоматическим стояночным тормозом посредством блока управления стояночного тормоза (БУСТ);
- управления автоматическим пневматическим тормозом при следовании электропоезда в недействующем состоянии;
- зарядки питательного резервуара и формирования рабочего давления системы пневматического подвешивания.
На вагонах 1 и 5 установлен блок тормозного оборудования типа 420К, на вагонах 2 и 4 – типа 420К-01, на вагоне 03 – типа 420К-02. Конструктивно все типы блоков тормозного оборудования выполнены однотипными.
Основные технические данные блоков тормозного оборудования приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Основные технические данные БТО 420К (БТО 420К-01, БТО 420К-02)
Наименование параметра | Значение | ||
БТО 420К | БТО 420К-01 | БТО 420К-02 | |
Автоматические пневматические тормоза | |||
Полный отпуск тормозов выполняется при давлении сжатого воздуха в тормозной магистрали, МПа | 0,50 ±0,01 | ||
При снижении давления сжатого воздуха в тормозной магистрали на (0,15 ±0,01) МПа от зарядного, давление в цилиндрах тормозных блоков должно быть, МПа: | |||
– в порожнем состоянии вагона | 0,32 ±0,01 | 0,26 ±0,01 | 0,24 ±0,01 |
– в груженом состоянии вагона | 0,38 ±0,01 | 0,35 ±0,01 | 0,32 ±0,01 |
Время наполнения цилиндров тормозных блоков с 0 МПа до 0,24 МПа при экстренном торможении, с, не более | 3,5 | ||
Время снижения давления в цилиндрах тормозных блоков с 0,2 МПа до 0,04 МПа, при повышении давления в тормозной магистрали ККМ до (0,50 ±0,01) МПа, с, не более | 9 | ||
Автоматическое электропневматическое торможение | |||
Давление в цилиндрах тормозных блоков при снятии питания с вентиля тормозной безопасности (ВТБ), МПа: | |||
– в порожнем состоянии вагона | 0,32 ±0,01 | 0,26 ±0,01 | 0,24 ±0,01 |
– в груженом состоянии вагона | 0,38 ±0,01 | 0,35 ±0,01 | 0,32 ±0,01 |
Время наполнения цилиндров тормозных блоков с 0 Мпа до давления, соответствующего 90 % от указанного выше, при снятии питания с вентиля тормозной безопасности (ВТБ), с, не более: | |||
– в порожнем состоянии вагона | 3 | ||
– в груженом состоянии вагона | 4 | ||
При подаче напряжения на ВТБ, должен произойти полный отпуск. Время снижения давления до 0,04 МПа в цилиндрах тормозных блоков должно быть, с, не более: | |||
– в порожнем состоянии вагона | 7 | ||
– в груженом состоянии вагона | 8 | ||
Электропневматическое торможение реализуемое БУТ | |||
Время наполнения цилиндров тормозных блоков при ЭПТ с 0 МПа до 0,24 МПа, с, не более | 3 | ||
Время снижения давления в цилиндрах тормозных блоков при ЭПТ с 0,24 МПа до 0,04 МПа, с, не более | 4 | ||
Стояночный тормоз | |||
Максимальное давление в цилиндре стояночного тормоза, МПа | 0,54 ±0,01 | ||
Время наполнения резервуара цилиндра стояночного тормоза с 0 МПа до 0,4 МПа при дистанционном и ручном управлении, с, не более | 12 | ||
Время выпуска воздуха из резервуара цилиндра стояночного тормоза с 0,39 МПа до 0,05 МПа при дистанционном и ручном управлении, с, не более | 25 | ||
Режим пониженной тормозной эффективности (пересылка в холодном состоянии) | |||
При снижении давления сжатого воздуха в ТМ ККМ до (0,30 ±0,02) МПа, давление в цилиндрах тормозных блоков, МПа | 0,15 ±0,02 | ||
Чувствительность реле давления | |||
Автоматическое поддержание установившегося в течение не менее 30 с, давления в цилиндрах тормозных блоков при создании утечки из него, МПа | ±0,015 (±0,15) | ||
Пневматическое рессорное подвешивание | |||
Давление в пневморессорах, МПа: | |||
– в порожнем состоянии вагона | 0,38 ±0,01 | 0,36 ±0,01 | 0,31 ±0,01 |
– в груженом состоянии вагона | 0,58 ±0,01 | 0,61 ±0,01 | 0,54 ±0,01 |
Максимальное давление в системе пневматического подвешивания, МПа | 0,79 ±0,02 | ||
Примечание: порожнее состояние вагона – вагон без пассажиров; груженое состояние вагона – вагон с максимальным количеством пассажиров. |
Внешний вид блока тормозного оборудования 420 представлен на рисунке 4.1.

Рисунок 4.1 – Внешний вид блока 420: 1 – контейнер; 2 – крышка; 3 – кронштейн; 4 – штуцер трубопровода к резервуару РС2; 5 – штуцер трубопровода от резервуара РСЗ; 6 – штуцер трубопровода от резервуара РС1; 7 – штуцеры трубопроводов стояночного тормоза; 8 – штуцеры трубопроводов блоков тормозных; 9 – штуцеры трубопроводов от пневморессоры; 10 – штуцер трубопровода тормозной магистрали; 11 – резервуар РР1; 12 – штуцер трубопровода к пневморессоре; 13 – штуцер трубопровода от резервуара РС2; 14 – электрические разъемы X1-Х4; 15 – резервуар РР2.
Устройство компонентов пневматической части блока
Блок тормозного оборудования состоит из пневматической части 420К.20 (420К.20-01, 420К.20-2) и электронной системы управления и диагностики, которые смонтированы в контейнере, установленном в подвагонном пространстве каждого вагона. Доступ к компонентам тормозного блока возможен с наружной стороны контейнера через дверцу, закрытую на четырехгранный ключ.
Работа БТО-420
Описание работы блока тормозного оборудования БТО-420 в режиме автоматического пневматического торможения, электропневматического торможения. Работа клапана ВТБ при разрыве петли экстренного торможения. Процесс включения и отключения стояночного пружинного тормоза. Режим пониженной тормозной эффективности (режим холодной пересылки) и работа блока системы пневматического подвешивания.
Компоненты электрической части блока