В вагонах С и Е находится по одному центральному блоку управления (ЦБУ). В качестве ЦБУ используется стандартный блок управления типа STDZSG 34V2. ЦБУ построен на базе микропроцессоров и микроконтроллеров. Он располагается в контейнере подвагонного оборудования на стандартизированном модульном носителе с выдвижными модулями.
ЦБУ управляет основным и вспомогательными режимами работы всего электропоезда. С помощью подключенной системы безопасности движения поезда (БЛОК) он регистрирует заданные параметры для данного отрезка пути и оценивает их. Кроме того, ЦБУ с помощью функции администратора шины MVB организует связь между всеми абонентами шины одной секции MVB.
Центральные блоки управления в отдельных электропоездах обеспечивают выполнение следующих задач:
- контроль и управление главными выключателями;
- контроль и управление токоприемниками;
- управление бортовой сетью энергоснабжения;
- задание командных и управляющих сигналов для различных блоков управления (БУП, БУТ, блок управление дверями и т.д.);
- контроль петель безопасности, системы пожарной сигнализации и диагностики тележек;
- сортировка цифровых или аналоговых входов и выходов через децентрализованные станции входа и выхода (SIBAS-KLIP);
- самодиагностика и диагностика связи с многофункциональной поездной шиной и проводной шиной поезда;
- установление и контроль конфигурации электропоезда;
- периодическое распределение реального времени между подключенными подсистемами;
- проверка правильности управляющих действий машиниста электропоезда (недопустимые состояния системы блокируются).
Центральный блок управления может работать в режиме задающего или управляющего модуля.
В режиме задающего модуля ЦБУ принимает на себя управление поездом в своей секции шины MVB. Он считывает команды и сообщения, поступающие от периферийного оборудования и шины WTB, и выдает управляющие сигналы и ответные сигналы в адрес шины WTB и периферии. Большая часть входных и выходных каскадов не находится в ЦБУ, а размещена децентрализованно в устройствах входа и выхода (станции SIBAS-KLIP).
В режиме исполняющего модуля ЦБУ выполняет те же функции, что и в режиме задающего, но без выдачи управляющих сигналов. Исключением являются функции защиты для высоковольтного оборудования, которые активно действуют как на задающем модуле ЦБУ, так и на исполняющем. Исполняющий модуль ЦБУ контролирует состояние задающего модуля ЦБУ и при выходе последнего из строя готов взять на себя его задачи.
Модуль ЦБУ, расположенный в тяговой секции, где пульт машиниста активен, переключается в режим задающего поездного модуля. В этом режиме, наряду с выполнением задач задающего модуля ЦБУ, осуществляется управление высшего уровня всем электропоездом со следующими основными функциями:
- обработка сигналов от элементов управления активного пульта машиниста;
- установка номинальных тяговых значений для электропоезда в целом;
- привязка системы безопасности движения поезда БЛОК к системе управления поездом;
- управление высшего уровня для режима отстоя.
В штатном режиме работы оба центральных блока управления поочередно эксплуатируются в качестве задающего модуля ЦБУ. Переключения режима работы модулей происходят в следующих ситуациях:
- в начале режима отстоя;
- в процессе конфигурирования электропоезда.
Кроме того, переключение режимов работы блоков ЦБУ предусмотрено в следующих нештатных ситуациях:
- полная блокировка центрального процессора в ЦБУ (например, срабатывание контроля времени расчета в операционной системе);
- отказ блока питания, центрального процессора, блока подключения к многофункциональной поездной шине, шлюза TCN 6U;
- выход из строя подключения шины MVB к задающему модулю ЦБУ или администратора шины MVB либо неисправность одного из сегментов шины MVB с задающим модулем ЦБУ.