Рассмотрим меры, используемые для защиты пассажиров в случае пожара, а также пассивные и активные противопожарные системы, установленные на электропоезде «Ласточка».

Рис. 9.3. Противопожарное перекрытие между служебным тамбуром и пассажирским салоном в головных вагонах А и В
К пассивным системам защиты от пожара относятся следующие элементы:
- перегородка между служебным тамбуром и пассажирской зоной вагона, в том числе дверь, выполнена как противопожарное перекрытие (выделено красным цветом на рис. 9.3). Отметим, что данная перегородка является огнестойкой;
- торцевые стены. Каждый межвагонный переход оснащен двумя торцевыми дверями. Все торцевые стены, в том числе торцевые двери, выполнены как противопожарное перекрытие (выделено красным цветом на рис. 9.4).
- контейнеры высоковольтного оборудования, расположенные вне кузова вагона. Они должны соответствовать степени огнестойкости Е30 (30-минутная огнестойкость).

Рис. 9.4. Противопожарное перекрытие в зоне межвагонного перехода (между вагонами В и Е, Е и D, D и С, С и А)
К активной системе защиты от пожара в первую очередь относится система пожарной сигнализации. Рассмотрим основные требования к данной системе.
Система пожарной сигнализации служит для того, чтобы в случае возникновения пожара быстро и надежно обнаруживать его и бесперебойно выдавать на пульт машиниста сигнал тревоги (оптический и акустический), а также инициировать другие связанные с этим сигналом тревоги ответные действия. Она должна состоять из модуля обработки результатов и, в зависимости от контролируемой зоны, из дымового или теплового извещателя (точечный или линейный тепловой извещатель). Оценка сообщения о пожаре соответствующих линий пожарной сигнализации должна обеспечиваться с помощью системы управления поездом.
Пожарная обстановка в поезде контролируется посредством многопараметровых извещателей (измеряемые параметры — задымленность и температура) в следующих зонах:
- пассажирский салон (два датчика в надпотолочном пространстве в зонах забора и подачи воздуха, три датчика на потолке в салоне);
- санузлы;
- герметично закрытые потолочные контейнеры (требуют установки одного извещателя);
- монтажные контейнеры с электрооборудованием.
На рис. 9.5 и 9.6 представлены схемы размещения пожарных извещателей в пассажирских салонах головных и прицепных вагонов соответственно (синим цветом показаны датчики в надпотолочном пространстве, красным — потолочные).
При срабатывании пожарной сигнализации должны реализовываться следующие функции:
- передача звукового и визуального сигнала о возгорании или неисправности сигнализации (или ее компонента) в кабину машиниста;
- отключение климатических установок;
- частичное отключение сигнализации в случае ее ложного срабатывания;
- передача сигнала о возгорании по радиоканалу на пульт технического персонала депо (в случае горячего отстоя).
Электропоезд «Ласточка» оборудован системой пожарной сигнализации Rail 138 с установкой для тушения пожара методом азотного пожаротушения, размещаемой только в герметичных монтажных контейнерах, которые находятся вне салона; при ликвидации возгорания в пассажирском салоне используются первичные средства пожаротушения, которыми укомплектован электропоезд.

Рис. 9.5. Схема расположения пожарных извещателей в головных вагонах
Система пожарной сигнализации обеспечивает надежную идентификацию и раннее оповещение о горении твердых и жидких веществ с образованием пламени, о тлеющих пожарах, а также о значительных превышениях температуры, принимает соответствующие меры, такие как подача сигнала тревоги и управление действиями в случае пожара.

Рис. 9.6. Схема расположения пожарных извещателей в прицепных вагонах
Кроме того, система осуществляет постоянный контроль трасс электропроводки на короткое замыкание, замыкание на землю и обрыв. При возникновении короткого замыкания пораженный участок изолируется, а контроль остальных зон продолжает производиться. Этот принцип используется и при обрыве линии электропроводки.
Применяемые в системе пожарные извещатели являются многофункциональными, они запрограммированы на различные критерии срабатывания и используют для интеллектуального анализа причин срабатывания такие показатели, как дым, температура, а также включенные в программы извещателей типовые характеристики протекания пожара (алгоритмы). При этом обеспечивается защита от ошибочных параметров.
Идентификация каждого извещателя по отдельности обеспечивает возможность точной локализации пожара для передачи данной информации в центральный пульт пожарной сигнализации.
Система пожаротушения является автоматической газовой системой, в которой в качестве средства пожаротушения, как уже было сказано выше, используется азот. При этом пожарная сигнализация Rail 138, соединена с электрическими системами управления баллонами со средством пожаротушения в каждой зоне.
Количество заправленного в баллон азота рассчитано таким образом, чтобы обеспечивалось заполнение всей зоны пожаротушения и тем самым предотвращалось повторное возгорание в течение длительного времени.
Контроль системы пожаротушения осуществляется с помощью манометрического выключателя, установленного на клапане включения. Сигнал о неполадке «Недостаточный уровень средства пожаротушения» (утечка средства пожаротушения) передается через устройство сопряжения на центральный пульт пожарной сигнализации Rail 138, а затем в систему поездной шины. Кроме того, с помощью модуля контроля клапана системой пожарной сигнализации Rail 138 производится контроль электрического штекера и относящихся к нему трасс электропроводки, ведущих к клапану баллона.

Рис. 9.7. Места установки системы пожарной сигнализации и пожаротушения и контролируемые ею зоны: 1, 2 — шкафы электрооборудования в техническом тамбуре кабины машиниста; 3 — контейнер с оборудованием ГВ/БВ; 4 — внутренний потолочный контейнер электрооборудования; 5 — контейнер с оборудованием ПСН и ЗУ; 6 — контейнер с оборудованием тягового преобразователя; 7— контейнер с распределительным электрооборудованием системы питания U = 380 В; 8 — контейнер с коммутационным оборудованием вспомогательной системы отопления U = 3 кВ
В целях экономии средства пожаротушения и минимизации возможных негативных последствий тушение осуществляется только в той зоне, где произошло срабатывание сигнализации.
На рис. 9.7 показаны зоны контроля мест размещения электрооборудования системой пожарной сигнализации и пожаротушения.
Из указанных на рис. 9.7 зон контроля возгорания автоматической системой пожаротушения снабжены:
- шкафы электрооборудования в техническом тамбуре кабины машиниста;
- контейнер с оборудованием ПСН и ЗУ;
- контейнер с распределительным электрооборудованием системы питания U= 380 В;
- контейнер с оборудованием тягового преобразователя.