В случае срабатывания пожарной сигнализации Rail 138 происходит, как уже было рассказано в п. 9.2, автоматическое отключение пораженного участка от напряжения с последующим выводом информации на интерфейс «человек—машина».

Рис. 10.9. Пульт управления пожарной сигнализацией
На пульт управления пожарной сигнализацией (рис. 10.9) также приходит диагностическое сообщение со звуковой и световой сигнализацией о возможном возгорании или неисправности в системе пожаротушения. Данный пульт находится под третичной панелью в кабине машиниста.
В случае ложного срабатывания для блокировки неисправности необходимо произвести определенные действия в следующем порядке:
- ) на пульте пожарной сигнализации на сенсорном экране в нижней панели начального меню нажать «Неиспр.»;
- ) на дисплее отобразится список всех сообщений о неисправностях на поезде;
- ) неквитируемые ранее сообщения отображаются на черном фоне;
- ) для блокировки неквитированного сообщения необходимо его выбрать и нажать «Блок.»;
- ) в появившемся сообщении необходимо ввести пароль и дважды нажать подтверждение (пароль в разных организациях будет своим);
- ) неисправность блокирована. Для возврата в главное меню необходимо нажать кнопку «Вызов начального меню».
В случае срабатывания датчиков дыма в салоне достаточно в данном вагоне перезагрузить пожарную сигнализацию, удостоверившись в отсутствии возгорания. Ложные срабатывания чаше всего происходят в туалете, когда пассажиры курят или пользуются лаками в непосредственной близости от датчика.
Выключатели пожарной сигнализации расположены в вагонах 01 и 02 в кабинах машиниста на третичной панели шунтирующих переключателей (обозначаются JS-S01). В вагонах 03, 04, 05 они находятся у пассажирского тамбура № 1 под панелью стоп-крана с переговорным устройством слева.
Выключатели имеют два режима работы:
- шунтирование пожарной сигнализации в вагоне, активируется поворотом выключателя в правую сторону до фиксированного положения (щелчка). Применяется для отключения неисправной пожарной сигнализации вагона;
- перезагрузка пожарной сигнализации в вагоне, активируемая поворотом выключателя в левую сторону (кратковременный контакт) с возвратом в положение «ВКЛ.».
Шунтирующие выключатели -JS-S02 ЦППС в кабинах управления в вагонах 01, 02 позволяют отключать систему обнаружения пожара по всему поезду сразу. Данное отключение необходимо в случае неисправности петли пожарной сигнализации (обрыв, короткое замыкание).
В качестве ручных способов тушения пожара на поезде применяются огнетушители и генератор огнетушащего аэрозоля переносной АГС-5 (рис. 10.10). АГС-5 предназначен для локализации и тушения при возгорании твердых горючих материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электроизоляционных материалов и электрооборудования, в том числе под напряжением, в различных помещениях на всех видах транспорта.

Рис. 10.10. Генератор огнетушащего аэрозоля АГС-5
Принцип действия генератора основан на ингибировании окислительно-востановительных реакций высокодисперсными продуктами и окислов щелочных материалов.
АГС-5 состоит из корпуса, в котором размещены два аэрозолеобразующих заряда, отделенных от корпуса теплоизоляционным слоем. Друг от друга заряды отделены изолирующим элементом. На боковой поверхности имеется втулка с резьбой для крепления узла запуска. Для переноски и забрасывания на корпусе предусмотрена ручка. Выход аэрозоля осуществляется через щелевое сопло, расположенное по всей поверхности корпуса.
Узел запуска включает металлический корпус, инициирующее устройство терочного типа, замедляющий состав и основной состав. Инициирующее устройство снабжено веревочной петлей. Для предотвращения случайного запуска генератора верхняя часть узла запуска, в которой расположено инициирующее устройство с прикрепленной веревочной петлей, защищается съемным полиэтиленовым колпачком.
Замедляющий состав в узле запуска обеспечивает задержку срабатывания генератора на 7—10 с, необходимую для его безопасного забрасывания в горящее помещение. При срабатывании узла запуска раздается характерный звук и из дренажного отверстия на его корпусе появляется струйка дыма.
Следует учитывать, что один генератор рекомендуется применять в помещениях объемом до 40 м3 при условии отсутствия открытых проемов в потолочных и ограждающих конструкциях.
Для подготовки генератора к работе необходимо осторожно ввернуть узел запуска во втулку с резьбой, не снимая защитный колпачок и не нарушая фиксации веревочной петли на корпусе узла запуска.
Для приведения генератора в действие следует:
- одной рукой взять генератор за рукоятку;
- опустить его вертикально вниз, свободной рукой снять защитный колпачок с узла запуска;
- освободить веревочную петлю и резко дернуть ее таким образом, чтобы она перемещалась вдоль оси узла запуска;
- забросить генератор в горящее помещение.
При работе генератора в радиусе 0,75 м образуется температура более 150 °С. Наличие в воздухе огнетушащего аэрозоля снижает видимость в помещении до нуля.
После выдергивания веревочной петли обязательно должен быть произведен заброс генератора, даже если нет уверенности что узел запуска сработал. Забрасывать генератор разрешается только в помещение, где отсутствуют люди.
На электропоезде применяются порошковый и углекислотный огнетушители NEURUPPIN (рис. 10.11).

Рис. 10.11. Порошковый и углекислотный огнетушители
Углекислотный огнетушитель содержит 5 кг углекислотного газа. Для его использования следует выдернуть чеку, взять шланг в руки и направить на очаг возгорания, затем нажать на рычаг.
Порошковый огнетушитель приводится в действие следующим образом. Необходимо вытянуть предохранитель, с силой ударить по пусковой кнопке, направить сопло на очаг возгорания, нажать рычаг распылительного пистолета.