Рассмотрим подробнее бортовую систему постоянного тока. Уровень 110 В постоянного тока делится на:
- АЛ Н (BD) – аккумуляторную линию «Прямо от батареи»;
- АЛ1 (BN1) – аккумуляторную линию «Стандарт 1»;
- АЛ2 (BN2) – аккумуляторную линию «Стандарт 2» (см. рис. 6.4).
Эти уровни питания называются также аккумуляторными шинами. Их питание осуществляется от зарядного устройства аккумуляторных батарей или непосредственно от аккумуляторных батарей при отсутствии питания из контактной сети. Аккумуляторные шины отсоединены от аккумуляторной батареи с помощью разъединительных диодов VD, что предотвращает возможность возникновения уравнительных токов между аккумуляторными батареями (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Принципиальная схема распределения сети постоянного тока
Для управления функциональным состоянием аккумуляторных батарей (через их главные контакторы) предусмотрены следующие элементы в зоне кабины машиниста:
- переключатель -HC-S01 (трехпозиционный переключатель «Аккумуляторная батарея Вкл./О/Выкл.»);
- переключатель -HC-S02 («Аварийные системы на АЛ Н»);
- главный выключатель аккумуляторной батареи -HC-S03 («Отключение АЛ Н»).
Включение (по всему составу) контакторов аккумуляторных батарей осуществляется вручную посредством установки поворотного переключателя в положение «Вкл.» по управляющим линиям. Все шины постоянного тока 110 В подключаются только в случае достаточного напряжения аккумуляторных батарей.
Отключение шин АЛ1 и АЛ2 производится вручную путем установки поворотного переключателя «Аккумуляторная батарея Вкл./0/Выкл.» в положение «Выкл.» (отключение происходит по всему составу) или с помощью автоматического режима отключения (отключение также происходит по всему составу).
Отключение шин АЛ Н осуществляется вручную посредством главного выключателя аккумуляторных батарей -HC-S03 (отключение происходит по всему составу) или автоматически системой защиты от низкого напряжения аккумуляторных батарей (отключение также происходит по всему составу).
Отключение шины АЛ Н может быть отложено на 30 с по сравнению с отключением шин АЛ1 и АЛ2. Отключение контакторов аккумуляторных батарей (при помощи переключателя -HC-S01 и выключателя -HC-S03) приводит к тому, что аккумуляторная батарея питает только свои цепи управления. В этом случае поезд готов к повторному включению аккумуляторной батареи и не использует ее энергию.
В табл. 6.1 представлены основные системы потребителей бортовой сети собственных нужд с характеристиками их питания.
Таблица 6.1. Основные системы потребителей бортовой сети собственных нужд
Система потребителей | Вид питания | Аппаратное обеспечение питания |
Система напряжения для потребителей с высоким потреблением мощности (прежде всего это вспомогательные двигатели) | Трехфазный переменный ток 380 В (+6 %/-3 %),50 Гц (+1 %) | При внешнем питании — трехфазный источник переменного тока 380 В, 50 Гц, при штатном питании — трехфазный ПСН 380 В,50 Гц |
Системы напряжения розеток пассажирского салона | Однофазный переменный ток 220 В (+6 %/—5 %), 50 Гц (+1 %) | Через разделительные трансформаторы |
Система постоянного напряжения с питанием от АБ | Постоянный ток 110 В (+25 %*/-30 %) по стандарту EN50155 | Через зарядное устройство аккумуляторных батарей |
Примечание. Указанные в скобках значения отображают статические допустимые отклонения для потребителей.
* Отсутствует необходимость повышенного напряжения для заряда аккумуляторной батареи при низких температурах, так как аккумуляторная батарея благодаря своим техническим параметрам достигает и при температуре в —40 °С 30 % необходимой номинальной емкости.