Внутренняя облицовка вагона является частью интерьера пассажирского салона, а также скрывает проходящие под ней коммуникации.
Внутренняя облицовка вагона подразделяется на четыре группы:
- облицовка боковых и торцевых стен;
- облицовка потолка;
- облицовка в зоне входных дверей.
Облицовка боковых и торцевых стенок, потолка и дверного проема состоит из отдельных элементов и собирается в салоне после установки необходимых коммуникаций, закладных элементов, прочего оборудования после утепления.
Облицовка боковых и торцевых стен
Элементы облицовки боковых и торцевых стен вагона выполнены из армированного стекловолокном пластика и слоистого пластика высокого давления. Они надежно и плотно присоединяются к каркасу вагона и скрепляются между собой, щели между элементами недопустимы.
В нижней части элементов облицовки боковых стен между полом и боковой стеной сформированы воздуховоды, которые имеют отверстия для подачи теплого воздуха в зону ног пассажиров (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Внутренняя облицовка вагона: 1 — воздуховод в зоне ног; 2, 4 — облицовка боковых стен; 3 — облицовка оконного проема; 5 — элемент сопряжения (вут); 6 — кронштейн элемента сопряжения (вута); 7 — боковой элемент потолка; 8 — кронштейн установки потолочных светильников; 9 — воздуховод системы микроклимата салона; 10 — центральный вентиляционный канат; 11 — отбойник воздушного потока; 12 — лист потолка; 13 — кронштейн центрального вентиляционного каната; 14 — светильник в зоне входных дверей; 15 — люк для доступа с механизму привода дверей и потолочному контейнеру; 16 — рукоятка стоп-крана; 17 — облицовка в зоне входных дверей; 18 — поручень; 19 — решетка тепловентилятора зоны входных дверей
В зонах окон элементы облицовки боковых стен имеют внутренние воздушные каналы для подачи воздуха и обдува стекол, сообщающиеся с каналом подачи воздуха в зону ног.
Кроме того, в элементах облицовки боковых стен предусмотрены отверстия под элементы крепления внутривагонного оборудования (откидных сидений, багажных полок и т.д.).
Облицовка торцевых стен вагонов соединена с облицовкой боковых стен и завершает декоративную отделку пассажирского салона.
Облицовка потолка
Центральная часть облицовки потолка представляет собой вентиляционный канал коробчатого сечения, прикрепленный тыльной стороной к крыше вагона при помощи кронштейнов. По вентиляционному каналу осуществляется распределение воздуха от климатической установки по салону электропоезда. Лицевая сторона вентиляционного канала закрыта перфорированным листом облицовки потолка. Снизу вентиляционного канала (на лицевой стороне) устанавливается лист отбойника, предназначенный для равномерного распределения воздушного потока по перфорированному листу (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Центральная часть облицовки потолка вагона: 1 — кронштейн; 2 — воздуховоды центрального вентиляционного канала; 3 — отбойник воздушного потока; 4 — перфорированный лист облицовки потолка
Для проведения планового обслуживания и чистки воздушных каналов центральная часть облицовки потолка оборудована специальными люками, обеспечивающими доступ к вентиляционному каналу.
Справа и слева от центральной части облицовки потолка расположены кронштейны с направляющими для установки линии потолочных светильников. Кронштейны прикреплены к крыше кузова вагона и имеют регулировку по высоте (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Кронштейн для установки линии потолочных светильников: 1 — кронштейны; 2 — основание; 3 — направляющие для установки светильников; 4 — отверстия для крепления бокового элемента потолка
Вдоль левой и правой боковых стен вагона к основанию кронштейна линии потолочных светильников присоединяются боковые элементы потолка. Противоположная сторона бокового элемента потолка устанавливается в паз элемента сопряжения. Часть боковых элементов потолка (в вагонах 02, 04 и 03) оснащена люками для доступа к компонентам, расположенным за облицовкой. Данные люки не имеют шарниров и фиксируются с одной стороны с помощью замка, с другой — с помощью специального зацепа (рис. 2.11).

Рис. 2.11. Боковой элемент потолка: 1 — люк; 2 — зацеп; 3 — ребра жесткости; 4 — отверстия для крепления к кронштейну линии потолочных светильников; 5 — замки
Переход от вертикальной плоскости облицовки стен к горизонтальной плоскости облицовки потолка осуществлен при помощи закругленных элементов сопряжения — вутов, прикрепленных к кузову вагона специальными кронштейнами. В верхней части элемента сопряжения выполнен паз для установки бокового элемента потолка и имеются кронштейны для крепления элемента к кронштейну кузова вагона. В нижней части элемента есть специальные упоры, покрытые войлоком, обеспечивающие неплотность прилегание вута к элементам боковой облицовки стен для теплообмена между внутренним объемом вагона и внутренним объемом потолка (рис. 2.12).

Рис. 2.12. Элемент сопряжения: 1 — паз; 2 — кронштейны; 3 — войлок
Облицовка зоны входных дверей и стеклянные перегородки
Облицовка дверного проема закрывает привод двери и систему подачи воздуха с каналами боковых стен, а также элементы управления дверями и стоп-краном (рис. 2.13). Она состоит из двух боковых облицовочных элементов и верхнего облицовочного элемента дверного привода.

Рис. 2.13. Облицовка зоны входных дверей: 1 — решетка тепловентилятора зоны входных дверей; 2 — фотоэлементы; 3 — поручни; 4 — кнопка «Установить пандус»; 5 — переговорное устройство «пассажир—машинист»; 6 — рукоятка стоп-крана; 7 — динамик системы информирования пассажиров; 8 — светильник; 9 — кронштейн-держатель; 10 — кронштейн; 11 — сигнальная лампа; 12 — рукоятка аварийного открывания двери; 13 — замок под четырехгранный ключ; 14 — бытовая розетка
Боковые облицовочные элементы в собранном виде представляют собой полую перегородку. Стыковка боковых облицовочных элементов с облицовкой боковой стены осуществляется с помощью стыковочных профилей.
Правый и левый боковые облицовочные элементы в зоне входа-выхода пассажиров оборудованы поручнями. В местах установки поручней предусмотрены съемные панели для осуществления их монтажа и демонтажа.
На внутренних сторонах боковых облицовочных элементов размещаются:
- рукоятка стоп-крана;
- рукоятка аварийного открывания входных дверей;
- переговорное устройство «пассажир—машинист»;
- внутривагонная кнопка «Установить пандус» (только в вагоне 01 и 05);
- элементы фотоэлектрического устройства защиты от зажатия пассажиров закрывающимися наружными дверями;
- тепловентилятор зоны входных дверей;
- технологические люки, закрытые на специальный четырехгранный ключ.
На наружных сторонах боковых облицовочных элементов находятся бытовые розетки напряжением 220 В.
Вверху боковые облицовочные элементы прикреплены к облицовочному элементу дверного привода.
В центральной части облицовочного элемента дверного привода расположена откидная панель, обеспечивающая доступ к механизму привода дверей и потолочному контейнеру электронного оборудования. В закрытом положении откидная панель фиксируется замками, закрываемыми на специальный четырехгранный ключ. На откидной панели крепятся светильник зоны входных дверей, сигнальная лампа, динамик СИП, лампы дежурного освещения.

Рис. 2.14. Стеклянная перегородка: 1 — поручень; 2 — стеклянная перегородка; 3 — поручень для крепления кресла-коляски; 4 — ремень безопасности; 5 — место установки мусорного контейнера
Завершающим элементом облицовки зоны входных дверей являются стеклянные перегородки с поручнями. Верхняя часть поручней крепится к облицовочному элементу дверного привода, нижняя — к полу вагона. Между поручнем и боковым облицовочным элементом устанавливается стеклянная перегородка. На внутренней стороне перегородок имеются контейнеры для мусора. В многоцелевой зоне вагонов 01 и 05 к поручню стеклянной перегородки прикреплен поручень с ремнем безопасности, обеспечивающий фиксацию кресла-коляски пассажира с ограниченными возможностями (рис. 2.14).
Внутренние перегородки
Перегородки предназначены для разделения внутреннего пространства головного вагона на зоны служебного тамбура, кабины машиниста и пассажирского салона.
Перегородка между служебным тамбуром и пассажирским салоном (рис. 2.15), выполненная из негорючих материалов, является огнеупорной и в случае возникновения пожара предотвращает его распространение. Перегородка между кабиной машиниста и служебным тамбуром представляет собой рамную алюминиевую конструкцию, полые пространства которой заполнены теплоизолирующим материалом. Она обеспечивает шумо- и теплоизоляцию кабины электропоезда. В перегородке выполнены вырезы и закладные крепежные элементы для установки дверного блока и шкафов с электрооборудованием 2 (рис. 2.16) и приборами безопасности 1. В конструкцию перегородки заложены элементы (профили, кронштейны) для закрепления в кузове электропоезда. Кроме того, в перегородке предусмотрены отверстия под кабельные коммуникации и вентиляционные каналы.

Рис. 2.15. Общий вид огнеупорной перегородки между служебным тамбуром и пассажирским салоном

Рис. 2.16. Общий вид перегородки между кабиной машиниста и служебным тамбуром: 1 – вырез для установки шкафов с приборами безопасности; 2 — вырез для установки шкафов с электрооборудованием