Рассмотрим особенности работы бортовой сети при выходе из строя обоих ПСН либо при отсутствии питания ПСН.
При отказе шины 380 В, 50 Гц, например вследствие перебоя напряжения в контактной сети или при отключении всех главных выключателей, режим зарядки завершается. Заряженные аккумуляторные батареи начинают осуществлять питание аккумуляторных шин.
Граничные условия, такие как, например, уровень заряда, температура внутренних ячеек, старение батареи и т.д., влияют на рабочую емкость батареи.
Центральный блок управления (ZSG) регулирует нагрузку путем целенаправленного отключения потребителей и тем самым влияет на процесс разрядки. Это должно происходить в определенной последовательности (ступень 1, ступень 2) при действии подчиненной функции контроля минимального напряжения. Для этого центральный блок управления в качестве задающего параметра должен использовать напряжение на аккумуляторных шинах. Предусматривается следующий регулируемый по времени профиль отключения (табл. 6.2).
Таблица 6.2. Ступенчатый профиль отключения
Временной диапазон | Включенные потребители |
Ступень 1: 0—5 мин | Все потребители постоянного тока 110 В |
Ступень 2: 5—90 мин | Важные устройства управления; интерфейсы «человек—машина», туалеты, наружные двери.
Аварийные функции: аварийное освещение, система информирования пассажиров через динамики, поездная радиосвязь, головной/хвостовой сигнал наружного освещения, тифон, защита от юза/боксования |
Дополнительно напряжение аккумуляторной батареи контролируется центральным блоком управления. При срабатывании функции контроля минимального напряжения (недостаточно заряженная АБ) в процессе реализации ступени 1 или ступени 2 в первую очередь отключаются потребители, не влияющие на безопасность движения, чтобы обеспечить максимально продолжительную работу потребителей, влияющих на безопасность движения (аварийное освещение, поездная радиосвязь). До конца профиля отключения по истечении 90 мин (глубокий разряд АБ) в любое время должна быть предусмотрена возможность включения поезда. Чтобы питание аварийных функций (см. табл. 6.2) было обеспечено не на 90, а на 180 мин (для экономии энергии), контакторы аккумуляторных батарей в течение первых 30 мин должны быть отключены машинистом вручную с помощью переключателя «Аккумуляторная батарея Вкл./0/Выкл.».
При отключении аккумуляторных шин АЛ1 и АЛ2 завершается ступень 2 профиля отключения. Происходит отключение важных систем управления, интерфейсов «человек—машина», туалетов, наружных дверей и аварийной вентиляции. При отключении питания дверей должна гарантироваться невозможность их открытия вручную с целью исключения травмоопасных ситуаций для пассажиров.
Для того чтобы аварийные системы (например, поездная радиосвязь, система информирования пассажиров через динамики, пожарная сигнализация и аварийное освещение) продолжали получать питание, переключатель S3 «Аварийные системы на АЛ Н» в кабине машиниста следует переключить так, чтобы системы, до этого получавшие питание от шины АЛ2, могли начать получать питание от шины АЛ Н. В результате происходит переключение питания соответствующих групп потребителей с помощью контакторов, находящихся в каждом вагоне. Другие аварийные системы (головной/хвосто-вой сигнал наружного освещения, тифон, защита от юза/боксования) получают питание в постоянном режиме от шины АЛ Н (рис. 6.6).

Рис. 6.6. Принципиальная схема переключения бортовой сети АЛ2/АЛ Н
Путем отключения контакторов аккумуляторных батарей (при помощи переключателя S1) и переключения аварийных систем на аккумуляторную линию «напрямую» (при помощи переключателя S2) расход электроэнергии от АБ 110 В постоянного тока снижается до минимума, что позволяет обеспечивать питание аварийных систем от аккумуляторной батареи как можно дольше. Во избежание полного разряда аккумуляторных батарей должно быть предусмотрено их отключение по минимально допустимому напряжению.