Тормозная система высокоскоростного электропоезда «Сапсан» представляет собой электропневматическую тормозную систему на базе непрямодействующего тормоза, которая была специально разработана для высокоскоростных поездов. Пневматические схемы вагонов SR B, DR T, MW T (TR T), SR T и BAT T (BAT R) приведены на рис. 6.2—6.6, условные обозначения изображенных на схемах элементов указаны на рис. 6.1. Пневматические модули и пневматические установки ЭВС «Сапсан» подробно рассмотрены в п. 6.3, 6.6—6.10 и 6.20 настоящей главы.

Для обеспечения питания пневматических систем каждый электропоезд оборудован двумя установками снабжения сжатым воздухом (на вагонах SR T 04 и SR T 07), смонтированными в виде цельных модулей в подвагонной части кузова. При выходе из строя одной компрессорной установки вторая в состоянии обеспечивать сжатым воздухом пневматическую систему всего поезда, при этом ограничиваются дополнительные функции (отключение туалетов или подачи песка). Вспомогательные установки снабжения сжатым воздухом для подъема токоприемников находятся в подвагонном пространстве вагонов DR T 02 и DR T 09 у односистемных электропоездов и DR T 02, TR T 03, TR T 08 и DR T 09 — у двухсистемных электропоездов.

Рис. 6.1. Условные обозначения на пневматических схемах

Рис. 6.1. Условные обозначения на пневматических схемах

Рис. 6.2. Принципиальная схема пневматической системы головного вагона

Рис. 6.2. Принципиальная схема пневматической системы головного вагона

Рис. 6.3. Принципиальная схема пневматической системы дроссельного вагона (B1, В2) и вагона с трансформатором (В2)

Рис. 6.3. Принципиальная схема пневматической системы дроссельного вагона (B1, В2) и вагона с трансформатором (В2)

Рис. 6.4. Принципиальная схема пневматической системы среднего вагона (В1)

Рис. 6.4. Принципиальная схема пневматической системы среднего вагона (В1)

Рис. 6.5. Принципиальная схема пневматической системы вагона с преобразователем

Рис. 6.5. Принципиальная схема пневматической системы вагона с преобразователем

Рис. 6.6. Принципиальная схема пневматической системы вагона с аккумуляторной батареей

Рис. 6.6. Принципиальная схема пневматической системы вагона с аккумуляторной батареей

На принципиальных схемах тормозной системы (см. рис. 6.2—6.6) отображены следующие элементы:

1 — резервуары управления аналоговых преобразователей (объем 2 л) 21/22 (В01.2);
2 — аналоговый преобразователь 03/02 (В01.2);
3 — переключатель аналоговых преобразователей 10 (В01.2);
4 — релейный клапан управления давлением в тормозной магистрали (HL) 04 (В01.2);
5 — функциональный модуль стояночного пружинного тормоза 13/14 (В01.3);
6 — преобразователь давления в тормозных цилиндрах (давление С) 06 (В01.4);
7 — импульсный магнитный клапан (включение/отключение стояночного пружинного тормоза по электрическому сигналу) 02 (В01.3);
8 — импульсный магнитный клапан включения/отключения тормоза на вагоне 05 (В01.4);
9 — воздухораспределитель типа КЕ 02 (В01.5);
10 — функциональный модуль управления электропневматическим торможением 02/03 (В01.4);
11 — запорный электропневматический вентиль пневматического торможения («смешанный» режим) 04 (В01.4);
12 — кран холодной перегонки В15(В01.6);
13 — электропневматический вентиль включения автоматического управления давлением в тормозных цилиндрах (высокая/низкая степени тормозного нажатия на ось) 10 (В01.6);
14 — кран «холодной» перегонки (питание от тормозной магистрали вспомогательного локомотива в режиме «буксировка») 08 (В01.6);
15 — электропневматический вентиль режима подачи песка (6,3 атм при v < 160 км/ч) 04 (В01.7);
16 — электропневматический вентиль режима подачи песка (2,7 атм. при v > 160 км/ч) 05 (В01.7);
17 — электропневматический вентиль режима осушки песка 06 (В01.7);
18 — задатчик тормозного усилия FS-41 (C-23);
19 — быстродействующий тормозной клапан (ударная кнопка «Аварийный стоп-кран» «вторичной» панели пульта управления кабины) NO-3;
20 — резервный тормозной кран машиниста («вторичная» панель пульта управления кабины) ZB-11;
21 — кран активации резервного тормозного крана машиниста С-14;
22 — электропневматический вентиль тифона Р03;
23 — педаль макрофона (электрическая блокировка под пультом управления) Р07;
24 — электропневматический вентиль свистка Р06;
25 — релейный клапан резервного тормозного крана ZB-11, KR-6 (CO1);
26 — функциональный модуль быстродействующего тормозного клапана NO4/NO5 (CO1);
27 — разобщительный кран системы макрофона РО2;
28 — разобщительный кран системы подачи песка 02 (В01.7);
29 — разобщительный кран пневматической системы стеклоочистителя Z08;
30 — центробежный фильтр Z02;
31 — концевые разобщительные краны тормозной и напорной магистралей (HL и HB) Z13/1, Z17/1;
32 — разобщительный кран модуля питательных резервуаров управления В27;
33 — питательные резервуары управления А14, Р01 (В05 — запасный резервуар);
34 — разобщительный кран цилиндров носового обтекателя Z07;
35 — разобщительный кран пневматической системы внешних дверей Z21;
36 — блинкерные сигнализаторы тормозных цилиндров 1-й тележки Z24/1, Z24/2;
37 — форсунка песочницы F01;
38 — электропневматический вентиль системы подачи песка (зависимость от направления движения) F04;
39 — разобщительный кран напорной магистрали НВ (оборудование тормозного контейнера) В20;
40 — разобщительный кран тормозной магистрали НL (оборудование тормозного контейнера) В16;
41 — разобщительный кран цилиндра стояночного пружинного тормоза Н29;
42 — перепускной клапан подачи воздуха к системе пневморессор вагона (активируется при давлении в НВ 6,7 атм) L14;
43 — разобщительный кран тормозных цилиндров 2-й и 1-й тележек В15/2, В15/1;
44 — блинкерные сигнализаторы стояночного пружинного тормоза Z26/1, Z26/2 (R);
45 — электропневматический вентиль системы противоюзной защиты GO1/4, GO1/3;
46 — комбинированный кран подачи воздуха к системе пневморессор L02;
47 — полость траверсы системы пневморессор TRAVERSE;
48 — пневматическая рессора;
49 — предохранительный клапан (активация при давлении 8 атм) L06/2, L06/1;
50 — выпускной кран траверсы пневморессор тележки L16/2, L16/1;
51 — устройство диагностики аварийного упора системы пневморессор L05/2, L05/1;
52 — регулировочный клапан высоты рамы кузова L04/2, L04/1;
53 — регулировочный выпускной клапан системы пневморессор L15/2, L15/1;
54 — устройство аварийного отпуска стояночного пружинного тормоза D08;
55 — датчик углового поперечного ускорения G06/2, G06/1;
56 — датчик угловой скорости вращения оси G05/4, G05/3;
57 — тормозной цилиндр D01/4—D04/4;
58 — тормозной цилиндр с модулем энергопружинного аккумулятора стояночного тормоза Н02/1, Н02/2;
59 — блок вспомогательного мотор-компрессора U01;
60 — предохранительный клапан (активация при давлении 9 атм);
61 — однокамерное устройство осушки воздуха;
62 — промежуточный клапан сброса конденсата устройства осушки воздуха (активация при давлении 2,7 атм);
63 — питательный резервуар модуля управления токоприемниками (объем 25 л) U02;
64 — функциональный модуль управления токоприемниками U10/1, U10/2, U15/1, U15/2;
65 — разобщительный кран модуля управления токоприемниками U02;
66 — электропневматический модуль «эталонной» оси (7-я ось от активной кабины) В21;
67 — главный компрессор;
68 — предохранительный клапан (активация при давлении 12 атм) А01 003;
69 — предохранительный клапан (активация при давлении 10,5 атм) А01 005;
70 — двухкамерное устройство осушки воздуха А01 004;
71 — резервуары главного компрессора А01 006/1, А01 006/2;
72 — электромагнитный клапан, активирующий устройство осушки воздуха при подключении внешнего источника сжатого воздуха А01 007;
73 — электропневматический клапан внешнего питания сжатым воздухом А01 009/1, А01 009/2.

Система управления тормозами выполнена электропневматической и состоит из пневматических компонентов и тормозной электроники, контролируемой блоком управления торможением (БУТ) при помощи специального программного обеспечения, которые смонтированы в специальном контейнере тормозного оборудования (В01), расположенном в подвагонном пространстве каждого вагона (рис. 6.7).

Рис. 6.7. Контейнер тормозного оборудования головного вагона

Рис. 6.7. Контейнер тормозного оборудования головного вагона

Элементом для передачи управляющего пневматического сигнала является тормозная магистраль ТМ (HL), которая выполнена в соответствии со стандартом UIC540 Международного союза железных дорог (далее МСЖД). Воздухораспределители типа КЕ автоматически реагируют на изменение давления в ТМ: снижение давления в ТМ приводит к повышению давления в тормозных цилиндрах и наоборот.

На пульте управления в кабине машиниста головного вагона смонтирован тормозной контроллер FS41-2 (рис 6.8), предназначенный для передачи машинистом сигналов о величине необходимого замедления в систему управления торможением. Для обеспечения высокой надежности работы электронная часть тормозного контроллера выполнена двухканальной.

Рис. 6.8. Тормозной контроллер FS41-2

Рис. 6.8. Тормозной контроллер FS41-2

Система управления торможением распределяет запросы на торможение между электрическим и электропневматическим (фрикционным) тормозами. Эта система, обеспечивающая энергосберегающее и ресурсосберегающее торможение (тормозные накладки, тормозные диски), активируется только в передней по ходу движения кабине машиниста. Управление тормозами поезда осуществляется только активным прибором управления в кабине машиниста ведущего головного вагона.

На каждом вагоне воздухораспределитель типа КЕ на основании пневматического сигнала из ТМ формирует управляющее давление Cv для преобразователя давления, который в зависимости от величины управляющего давления Cv создает собственное давление С для тормозных цилиндров. Конструктивное исполнение преобразователя давления может быть различным в зависимости от типа вагона для компенсации различных масс вагонов.

Для уменьшения времени реакции приборов управления торможением, а также времени их повагонной синхронизации в ТМ каждого вагона установлены дополнительные тормозные и отпускные электромагнитные клапаны.

Под воздействием созданного давления С в тормозных цилиндрах каждого клещевого механизма создается заданное тормозное усилие. Каждый клещевой механизм воздействует на отдельный тормозной диск. На моторных колесных парах установлены два колесных тормозных диска, а на немоторных — три осевых тормозных диска. Для достижения оптимальных характеристик сцепления колеса с рельсом все торможения производятся под контролем противоюзной системы.

Также тормозная система электропоезда оборудована стояночными тормозами с пружинным аккумулятором, обеспечивающим надежное удержание электропоезда на месте без использования пневматической энергии (т.е. без наличия давления в тормозных цилиндрах). Стояночный пружинный тормоз включается или отпускается машинистом посредством отдельной кнопки на пульте управления в активной кабине машиниста. Во время движения стояночный пружинный тормоз контролируется на предмет непреднамеренного включения, для чего используется соответствующий сигнал давления в пневматической магистрали управления стояночным тормозом (C-FS).

Рубрики

ЭПК в режиме готовности

Контакты

ул. Советская, д. 1, 3 этаж, офис 314, рп. Быково, г.о. Раменский, Московская обл., 140150

8 (495) 266-60-56
8 (926) 556-63-37
Отправить e-mail

Ежедневно: 10:00 - 20:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходные и праздничные дни: по предварительной записи

© 2024-2025 Общество с ограниченной ответственностью "Правовое агентство" (ИНН: 9709112367) © Все права защищены. Интернет-сайт носит исключительно общий информационный характер, предложением заключить какую-либо сделку или публичной офертой не является.