Контрольные датчики ЭВС «Сапсан»
Датчик, сенсор (от англ. «sensor») — термин систем управления, первичный преобразователь, элемент измерительного, сигнального, регулирующего или управляющего устройства системы, преобразующий физическую величину контролируемого параметра в удобный для использования и регистрации сигнал. В настоящее время различные датчики широко применяются при построении систем автоматизированного управления, в частности в системах данного класса высокоскоростного подвижного состава. Используемые на ЭВС «Сапсан» контрольные датчики и их контроллеры преобразуют контролируемую величину (давление, температура, частота, скорость, перемещение, напряжение, электрический ток и т.д.) в сигнал (электрический, оптический, пневматический), удобный для измерения, передачи и регистрации информации о состоянии конструктивного элемента или модуля. Свои функции датчики осуществляют в системе механического оборудования экипажной части: контролируют величину нагрева опорно-подшипниковых элементов буксовых узлов и колесно-моторных блоков, измеряют и контролируют давление воздуха в пневматических сетях тормозного и прочие системы управления вспомогательным оборудованием электропоезда «Сапсан». Все параметры сигналов обрабатываются специальными устройствами, к примеру переводятся из аналоговых величин в цифровые, и далее регистрируются и анализируются ЦБУ в процессе эксплуатации поезда. К основным датчикам, представленным на рис. 8.75, используемым в конструкторском решении ЭВС «Сапсан» и отвечающим за контроль параметров, связанных с обеспечением безопасности движения высокоскоростного поезда, относятся датчики, непосредственно размещенные на тележках вагонов и их элементах. Каждая тележка и колесно-моторный блок оборудованы следующими датчиками:
- датчиками контроля нагрева подшипниковых элементов буксовых узлов (с обеих сторон каждой оси) и редукторов моторных вагонов;
- датчиками поперечного ускорения (акселерометрами) (по одному на каждой тележке);
- датчиками контроля вращения колесных пар (по одному на ось за исключением третьей оси вагонов DR T обеих тяговых секций как на односистемных электропоездах В1, так и на двухсистемных электропоездах В2);
- датчиками ДПС системы безопасности КЛУБ-У (на вагонах SR B на первой и четвертой осях).

Рис. 8.75. Датчики контроля элементов тележки ЭВС «Сапсан»: 1 — датчик контроля нагрева буксового узла РТ-100; 2 — датчик контроля вращения колесной пары;
3 — датчик поперечного ускорения тележки