Порядок сцепки двух поездов
На конце вагонов 01 и 02 монтируется автоматическая сцепка Шарфенберга, которая позволяет сцеплять и расцеплять поезда без ручного вмешательства. Сцепка создает механическое, электрическое и пневматическое соединение при двойной тяге. В случае неполадки поезда могут буксировать друг друга.
Механическая головка сцепки обогревается при помощи специальных элементов, расположенных на ее торцевой поверхности. Электрические сцепки и их приводы также выполнены с обогревом. Устройства обогрева позволяют даже при неблагоприятных атмосферных условиях выполнять механическую и пневматическую сцепку (если поезда механически соединились, то пневматика соединится автоматически, — так предусмотрено конструкцией сцепки). Для подготовки поезда к процессу сцепления следует привести его в рабочее состояние, чтобы активировать функцию обогрева автосцепок. Для прогрева автосцепки до необходимой температуры необходимо определенное время:
- 20 мин при температуре воздуха на улице от —25 до +10 °С;
- 30 мин при температуре воздуха от —40 до —25 °С.
Обогрев торцевой поверхности со стороны зева сцепки автоматически отключается в сцепленном состоянии.
Для сцепления электропоездов «Ласточка» необходимо, чтобы оба поезда были заведены, давление в напорной магистрали соответствовало нормальному зарядному. Напряжение батареи должно составлять не менее 90 В. Пульты управления на поезде, к которому осуществляется прицепка, должны быть деактивированы, стояночный пружинный тормоз — активирован. Перед прицепкой необходимо снять защитные кожухи с автосцепок, визуально осмотреть их, проверить положение кранов (нормальное положение кранов НМ и ТМ — открытые) вдоль трубы. Кран, отвечающий за выдвижение электрической части автосцепки должен находиться в положении «Откр.». Затем машинист поезда, убедившись в готовности второго состава, со скоростью не более 3 км/ч производит сцепление составов. Когда поезда подъезжают друг к другу, головки сцепок центрируются, автоматически сцепляются и создают жесткое механическое сцепление. Одновременно автоматически соединяются НМ и ТМ. Затем автоматически выдвигаются вперед электрические сцепки, соединяясь друг с другом.
Об успешном соединении машинист может определить по следующим признакам:
- произошла автоматическая деактивация пульта управления;
- на ИЧМ появилась пиктограмма (два соединенных вагона);
- внешнее освещение (хвостовые сигналы) поезда, к которому осуществлялась прицепка, выключилось (в тех головах поезда, где производилась сцепка).
После соединения машинисту следует выключить ключом прибор безопасности ЭПК-150, перевести переключать направления движения в положение «0», в случае необходимости нажать кнопку разблокировки дверей с нужной стороны (все зависит от программного обеспечения поезда), изъять ключ из пульта управления и приступить к смене кабин управления.
В зимний период нужно следить за тем, чтобы автоматы «Обогрев сцепки» не срабатывали. Помощник машиниста после присоединения и деактивации пульта управления осматривает автосцепку и при необходимости поправляет чехлы на ее подвижных частях. Данная процедура важна для предупреждения налипания снега на подвижные части сцепки (электрической части), так как это может привести к некорректному сцеплению поездов.
Эксплуатация сдвоенного поезда
Эксплуатация сдвоенного поезда аналогична управлению одиночным составом за исключением некоторых особенностей.
На левом ИЧМ в основном меню на экране тягово-тормозных усилий отображаются усилия сдвоенного поезда.
В меню «Силовая схема» отображаются ведущий и ведомый составы. Ведущий состав обозначается как «Поезд 1», ведомый — как «Поезд 2». В меню «Тормозное оборудование» появляются подменю «Поезд 1» и «Поезд 2», в которых можно посмотреть состояние пневматического оборудования обоих поездов. На правом ИЧМ в меню «Диагностика» сообщения о неисправностях ведущего поезда приходят с индексом «ПЧ 1», ведомого — с индексом «ПЧ 2».
При полном выключении аккумуляторной батареи с помощью импульсного выключателя «АБ напрямую ВЫКЛ.» эту процедуру необходимо выполнять в обоих составах. При этом следует обращать внимание на показатели вольтметра также в обоих составах. После выключения аккумуляторной батареи напряжение на вольтметре должно равняться нулю. Данный момент необходимо контролировать, так как при разном программном обеспечении электропоезда второй состав может сразу отключится при выключении импульсным выключателем «АБ напрямую ВЫКЛ.», а может и нет.
При смене кабин управления после активации пульта произойдет смена конфигурации одиночного состава на сдвоенный.
Для предотвращения неотпуска тормозов на поезде может произойти завышение давления в ТМ до 5,6—5,8 атм с последующим его выравниванием до зарядного давления 5,2—5,0 атм. В этот момент нельзя применять какое-либо торможение резервным пневматическим краном во избежание неотпуска тормозов.
Необходимо контролировать включение основного освещения, так как в зависимости от программного обеспечения возможно отключение света в составе после присоединения. Кроме того, следует контролировать работу стояночного пружинного тормоза, так как кнопки его включения могут попеременно мигать, что говорит о том, что на составе, к которому была осуществлена прицепка, СПТ включен, а на составе, который прицеплялся, — нет. Необходимо нажать на кнопку «Включение СПТ» для активации стояночных тормозов на всех составах, иначе невозможно будет провести сокращенную проверку действия тормозов на обоих составах.
После данных операций следует ввести данные в БЛОК, включить ЭПК, осигнали-зировать голову электропоезда, повернуть переключатель направления движения в положение «Вперед», проверить наличие тяги и отпуск тормозов. Проверку отпуска тормозов можно производить путем включения режима аварийного движения на третичной панели, но обязательно только на заторможенном СПТ составе. На правом ИЧМ в окне тормоза необходимо проконтролировать отпуск по обоим составам.
Порядок расцепки двух поездов.
Автоматическая расцепка
Расцепка может быть осуществлена с помощью дистанционного управления. При этом автоматически расцепляются электрические, пневматические и механические части автосцепного устройства. Как только поезда отъехали друг от друга, они вновь готовы к сцеплению.
Для расцепки поезда в автоматическом режиме необходимо проделать определенные операции в следующем порядке:
- ) остановить поезд;
- ) включить стояночный пружинный тормоз;
- ) деактивировать пульт управления;
- ) в кабине, из которой будет происходить расцепка (смежные кабины поездов), вставить ключ в пульт управления и повернуть. В данный момент кабина не активируется, все останется без изменений, но появится возможность для расцепа;
- ) нажать кнопку расцепки справа на пульте под радиостанцией. Для корректного расцепления необходимо кнопку удерживать в течение примерно 3 с. После этого произойдет расцепка поездов, сопровождаемая характерным звуком, и одновременная активация пульта управления (со сменой конфигурации поезда со сдвоенного режима на одиночный). Включатся хвостовые сигналы (если они заранее были выключены). При этом на ИЧМ кратковременно высветится пиктограмма в виде двух разведенных поездов.
После расцепки поезда необходимо отвести друг от друга на безопасное расстояние (10 м) и навесить защитный чехол на торцевую часть автосцепки.
Ручной режим
В случае если автоматическая расцепка, производившаяся из одной кабины, не произошла, следует перейти в другую смежную кабину и нажать кнопку расцепки там. Если же и это не помогает, необходимо расцеплять автосцепки вручную.
Для расцепления в ручном режиме следует:
- ) затормозить состав стояночным пружинным тормозом;
- ) деактивировать кабины управления;
- ) спуститься вниз и, соблюдая меры техники безопасности, встать в проеме между двух поездов слева со стороны помощника машиниста;
- ) снять с фиксатора расцепной трос (с красной ручкой) и с усилием потянуть на себя до легкого щелчка.
Если электрическая часть не расходится, то необходимо взять ключ на 17 мм и развести автосцепки с его помощью.
После расцепки расцепной трос следует повесить на место, проследив за тем, чтобы он имел слабину.